Архитекторы из Москвы провели обследование Успенского собора

Архитекторы из Москвы провели обследование Успенского собора 14 Августа 2024

Архитекторы из московской архитектурно-реставрационной мастерской фирмы «Фарос» Михаил Назаров и Антонина Игнатьева провели дополнительное обследование Успенского собора Артемиево-Веркольского монастыря.

Первый проект реставрации собора был сделан семнадцать лет назад, в 2007 году Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими. Работу над ним возглавили главный архитектор Елена Георгиевна Игнатьева и главный инженер Иван Георгиевич Стрельбицкий.

За прошедшее время состояние собора, к сожалению, ухудшилось: во многих местах на наружных стенах обрушилась кирпичная кладка и белокаменные элементы. Утрачивается внутренняя роспись, потому что она не закреплена. Своды висячей галереи тоже изменились. Процесс разрушения продолжается по всему собору.

В нынешний приезд архитекторы провели недостающие обмеры. Сделали свыше тысячи фотографий и картограммы.

Михаил и Антонина пробыли в монастыре всего два дня. Несмотря на то, что у них оказалось очень много работы, они все-таки сумели почувствовать окружающую их атмосферу: «Здесь так красиво, такая тишина, река течет, песок под ногами поет, мы как будто оказались на другой планете».


Людмила Соснина.

Фото: Людмила Соснина и из архива монастыря.


Успенский собор Веркольского монастыря


Строительство Успенского собора в Артемиево-Веркольском монастыре началось 17 сентября 1891 года при архимандрите Виталии (Вяземском). Завершилось оно через шесть лет в 1997-м. Стоимость работ сто тысяч рублей. На его строительство отцом Виталием не было израсходовано ни одной копейки из основного монастырского капитала.

Этот храм стал настоящим украшением монастыря. Вот несколько выдержек из его описания. Высота собора 19 саженей. Наружные стены выложены колонками, арками и карнизами. В верхнем этаже с наружной стороны вокруг устроена терраса с железной решеткой. Кровля над папертью крыта белым железом и усеяна золочеными звездами. Собор имеет пять глав. Все они усеяны золочеными звездами. На главах водружены железные золоченые кресты на медных шарах с золочеными цепями. Снаружи собор украшен 57 иконами, писанными на холсте различного размера.

Нижний храм в честь Рождества Христова – теплый, отапливается тремя изразцовыми печами.

Предалтарный иконостас верхнего этажа четырехъярусный, соснового дерева, резной работы, весь вызолочен, сверху увенчан крестом, резьба на иконостасе липового дерева.

На первой площадке лестницы с южной стороны икона святителя и чудотворца Николая и святого праведного Артемия, с северной – икона Казанской Божией Матери, все на кипарисных досках с золотым чеканом в киоте. Распятие Спасителя и другие изображения эмалированные.

В верхнем храме паникадило трехъярусное все позлащенное, В нижнем храме паникадило белое с позлащенными цепями и бордюром, хрустальными подсвечниками…

Новый собор поражал своей массивностью и изяществом внешней отделки.

Все иконы для Успенского и Христорождественских храмов написал палехский иконописец Николай Михайлович Софонов. Иконописная мастерская Сафоновых работала в лучших традициях византийской и древнерусской живописи. Художники-иконописцы софоновской школы, прославились высочайшим художественным уровнем и были известны во многих городах, в том числе, Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Великом Новгороде… В далекой северном, труднодоступном Веркольском монастыре были иконы высочайшего художественного уровня!

Стены в обоих храмах расписал художник Дмитрий Груздев. Все изображения в натуральную величину (2,5 аршина) и обрамлены орнаментацией в русско-византийском стиле с позолотой и серебрением. Краски, за исключением белил, приготовлялись и растирались на плите ручным способом.

14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова. По освящении обоих храмов отец Иоанн произносил назидательное слово.

В безбожное время с крыши Успенского собора сняли железо. Образовалась «чаша», в которой собирался снег и дождь, они замерзали и получался большой ледник. Он все лето таял, и вода текла внутрь собора. Штукатурка начала отваливаться, кирпичи покрылись плесенью и стали выпадать.

Преподаватель Веркольского интерната (он находился на территории монастыря) Валентина Ивановна Минина рассказывала: «Помню, что иконостас в Успенском храме был полностью разграблен. В небольшой комнате у нас хранились лыжи и учебные принадлежности. Как-то смотрю, там прислонены к стене огромные иконы из иконостаса. Учитель физкультуры этим занимался, нехорошее дело делал. Он предлагал ученикам залезать по иконостасу и скидывать вниз иконы с верхних ярусов. Потом все это куда-то исчезло. Фрески кусками лежали там. Ломом из стен выламывали. Зачем стены-то было портить?»

Снаружи собор опоясывала галерея. Она стала зарастать деревьями, которые все сильнее разрушали ее, и постепенно она полностью обвалилась.

В верхнем храме сохранился иконостас (без икон) и частично роспись. В нижнем от былого величия ничего не осталось (в годы советской власти в нем ремонтировали трактора).

 




Возврат к списку