Монастырь сегодня

mon_today.jpg

ХРАМЫ

Артемиевский храм

Когда монастырь вернули православной церкви, то службы начали проходить в Артемиевском храме. Поначалу сделали предел во имя святителя Николая чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм.

В1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу.

В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия.s3-4.jpg

В июле в монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон.

Собор

В годы советской власти в нижнем храме располагалась тракторная мастерская. В Успенском же оставались не тронутыми иконостас и роспись на стенах. Все это сохранялось благодаря учительнице Веркольской школы Екатерине Александровне Стручковой. Но в 70-е годы она уехала, и началось разграбление собора.

Первые насельники увидели его без купола, железо с крыши было сорвано, и на ней росли деревья. На стенах плесень. Полы взломаны. Иконостас разграблен полностью. При наместнике отце Иоасафе (Василикиве) закрыли крышу, вставили стекла во все окна. С помощью вертолета установили купол.

Сейчас собор, к сожалению, продолжает разрушаться. Выпадают кирпичи, от висячей галереи ничего не осталось, исчезает настенная роспись. Для восстановления собора нужны огромные средства.

Казанский храм

За годы безбожия здание пришло в ужасное состояние. Первый этаж провалился на нулевой, не осталось ни одного стекла. Отремонтировали нижнюю трапезную, и до сих пор готовят пищу и трапезничают в ней.

Сейчас идет реставрация всего корпуса. Выполнен очень большой объем работ. Полностью заменена крыша. Здание преображается как внутри, так и снаружи. Все надеются, что скоро молитва вновь зазвучит в Казанском храме.

Ильинский храм

Эту церковь построили в 1697 году. Через два столетия ее разобрали за ветхостью, отреставрировали, собрали вновь в несколько ином виде. В годы советской власти окрестные жители в праздник Ильи пророка всегда приходили к храму и молились около него, потому что вход был закрыт. В 1993 году Ильинскую церковь полностью восстановили, застеклили окна, сделали крыльцо, покрыли новым железом крышу. Александр Георгиевич Закатырин отремонтировал большой крест и сделал четыре новых креста поменьше.

Церковь на Ежемени

e4-1.jpgВ годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежани со всей округи.

5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия,  настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя.

За прошедшие десятилетия церковь сильно обветшала. К счастью, нашлись жертвователи, которые дали средства на реставрацию. Бригада плотников под руководством Ивана Игната заново обшили ее досками, изготовили и установили два новых купола, заменили окна, ставни и двери, набрали полы.

Все паломники, которые приезжают в монастырь, в любое время года, стараются обязательно прийти в церковь, помолиться и прочитать акафист святому отроку.

Есть здесь необычный 4 метровый крест, про который рассказывают, что несколько веков назад он приплыл на реке Пинеге против течения и остановился напротив церкви.

А с колокольни открывается необыкновенная красота пинежской земли, которая всех приводит в восторг. Отсюда хорошо виден монастырь, отстоящий от церкви на три километра.

Часовня святого отрока Артемия

Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находилисьh18.jpg мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии, Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом.

БОГОСЛУЖЕНИЯ

Первая Божественная литургия после возвращения монастыря Православной церкви, была отслужена 17 ноября 1990 года в Никольском приделе Артемиевского храма. В связи с тем, что наместнику обители отцу Иоасафу – в то время единственному священнику на все Пинежье – приходилось много ездить по всему району, службы в монастыре были не часто. Лишь с 1998 года, при новом наместнике игумене Варнаве (Пермякове) и с прибавлением братии, служба в обители стала ежедневной. С этого же времени оформились в монастыре устав и чин. Каждый день стал совершаться полный круг богослужений. Так продолжается и поныне.

s3-4.JPG

Пока в 2011 году в д. Веркола не открыли свой храм, местные жители по воскресным и праздничным дням приходили на службу в обитель. Их перевозили на монастырской лодке.

В монастыре до 2013 года было три священника. Нагрузка на них ложилась очень большая, ведь помимо обители, им приходилось ездить на службы по всему Пинежскому району, а ведь некоторые деревни и поселки отстоят от монастыря на сто километров.

Вот как, например, священник добирался до Суры – родины святого Иоанна Кронштадтского. Сначала на лодке переезжал в Верколу. Отсюда ехал 50 км по грунтовой дороге на машине до деревни Остров. Снова на лодке переплывал через Пинегу. И дальше на машине до Суры. К тому же там, куда приезжали батюшки, нужно не только отслужить, но еще и выполнить различные требы. В последнее время появились свои священнослужители в пос. Сосновка и с. Сура.

Многие паломники говорят, что службы в Веркольском монастыре особые, благодатные, одухотворенные, помогающие забыть о суете внешнего мира и окунуться в мир духовный.

ПРАЗДНИКИ 

Богоявление Господне

На Крещение люди приходят не только из Верколы, но приезжают даже из Архангельска. Так было, например, и в 2009 году. 18 января утром на службу в небольшой Никольский придел было трудно зайти. Солнце ярко светило в окна и будто бы радовалось вместе со всеми. Весь день и вечер посматривали паломники на термометр, до какой отметки опустится ртуть.k37.JPG Она остановилась на 22 градусах, и многие с облегчением вздохнули, значит, можно будет окунуться в Иордане. На ночной службе все причастились Святых Христовых Таин, и крестный ход направился к Пинеге, к тому месту, где традиционно выпиливают Иордань в виде креста. Игумен Иосиф освятил воду в Пинеге и окропил всех крещенской водой. На душе у каждого было светло и радостно. А потом последовала вкусная трапеза, то ли поздний ужин, то ли ранний завтрак.

Когда рассвело, первыми пошли окунаться в Иордань братия. За ними потянулись паломники. И хотя от Иордани до келий нужно было пройти метров 500, это никого не смущало. Целый день шли и приезжали за крещенской водой люди. А для нужд монастыря на лошадке привезли несколько бидонов крещенской воды, чтобы ее хватило до следующего праздника.

Троица

Троица – один из самых любимых праздников у северян. В это время природа оживает, на деревьях только начинают распускаться листья, появляются первые цветы. Поэтому храм после долгой зимы украшенный березками и тюльпанами, выглядит нарядным и праздничным. Для северян Троица – это знак того, что закончились холода и впереди хоть и короткое, но все-таки лето, с его восхитительными белыми ночами.

Праздник святого отрока Артемия

В монастыре три престольных праздника. 6 июля – день памяти Артемия Веркольского. В этот день Господь забрал отрока в Свои небесные обители. 5 августа – праздник обретения мощей святого угодника Божия и 2 ноября – день памяти небесного покровителя святого отрока, - великомученика Артемия.

Больше всего людей приезжает в обитель 6 июля из Москвы и Санкт-Петербурга, Архангельска и Северодвинска, Киева и Минска и, конечно же, из окрестных деревень и поселков.

Весь день паломники украшают Артемиевский храм и часовню на Ежемени. Вокруг икон отрока сплетаются огромные венки из полевых цветов.

p11-1.JPGИ, конечно же, всюду цветы – у раки, у аналоев, на подоконниках. К вечерней службе в храме и часовне все намыто и убрано. Те, кто впервые попадают в Артемиевскую церковь 6 июля, просто ахают от восхищения.

А впервые день памяти святого праведного отрока Артемия с обнесением его мощей вокруг монастырской ограды с разрешения Священного Синода торжественно отметили в 1888 году. На него приехал епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил, крестным ходом пришли священники и пинежане из всех ближайших приходов, неся с собой чудотворные иконы, в том числе, и знаменитый образ Грузинской Божией Матери из Красногорского монастыря. В том году в празднике приняло участие три тысячи человек.

В 1891 году на день памяти праведного Артемия обитель посетили владыка Александр и Кронштадтский протоиерей Иоанн Ильич Сергиев.

Такие празднования в день памяти праведного Артемия продолжались до закрытия обители.

После восстановления монастыря на праздник неоднократно приезжали правящие архиереи – епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон, ныне архиепископ Ростовский и Новочеркасский, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (+ 2010). В 2008 году обитель посетил архиепископ Берлинский и Германский Феофан и 30 человек из храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. Несколько раз в Веркольском монастыре побывал и митрополит Даниил, назначенный на Архангельскую кафедру в 2010 году.

В праздничный день служба начинается с молебна с акафистом праведному отроку Артемию. Божественная литургия в этот день проходит как-то по-особенному празднично и торжественно. Желающих причаститься Святых Христовых Таин бывает так много, что причащают сразу из нескольких чаш.

Каждый год праздник заканчивается крестным ходом к часовне на Ежемени. Несмотря на то, что путь не близок - три километра в одну сторону и столько же обратно, его стараются пройти и стар, и млад, здоровые и больные. Около часовни священники служат молебен с окроплением святой водой. К часовне крестный ход идет сосновым бором, а обратно - цветущим лугом, если лето теплое, то его покрывают ромашки, а если запоздалое – то одуванчики. После возвращения в монастырь, всех приглашают в большую трапезную, где ждет очень вкусный обед.

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков). Благочинный и духовник – иеромонах Венедикт (Меньшиков), в монастыре с 1996 года. Рухольный иеромонах Рафаил (Бурмистров), в монастыре 1993 года. Иеродиакон Лазарь (Ташхождаев), в монастыре с 2000 года. Иеродиакон Матфей (Барков), в монастыре с 2001 года. Монахи: О. Антоний (Шубин), О. Иннокентий (Коровин), о.Тимофей (Таюрский), о. Сергий (Бойко). Постоянное число трудников около 20 - 30 человек. Кто-то живет здесь совсем немного, некоторые по несколько месяцев, есть и такие, которые находятся уже не по одному году. Настоятель подворья в Архангельске игумен Феодосий (Нестеров), в монастыре с 2000 года. Настоятель подворья в Карпогорах иеромонах Артемий (Котов), в монастыре с 1998 года. Почти все священнослужители имеют высшее образование и закончили духовную семинарию. Игумен Феодосий и игумен Иосиф учатся на третьем курсе Московской духовной академии.

С 2000 года насельники обители вели занятия в Веркольской воскресной школе. Первые ее ученики уже разъехались по большим городам, но и там дорогу в храм они не забывают.

Послушания в обители самые разные. Одно из самых главных – перевоз людей и груза через реку. На машине сюда можно попасть только зимой, когда встанет река и нарастят лед. Во все остальное время – от весеннего ледохода до осеннего ледостава – на лодке.

Хлеб в монастыре пекут свой в огромной печи. Закладывают туда одновременно по 70 форм. Иногда такого количества буханок хватает на неделю, но иногда приходится печь два, а то и три раза. Хлеб очень вкусный, и его с удовольствием едят и братия, и гости.

Молоко в обители тоже свое. Летом коровушек пасут на сочной траве, а на зиму заготовляют сено. Незаменимая помощница в обители – лошадка. На ней и груз с реки возят, и дрова, и сено, и за грибами ездят, а порой и детишек в телеге прокатят. Лошадку здесь все любят и холят, ведь без нее никуда.hm1-22.jpg

До недавнего времени все здания в монастыре отапливались печками. В 2010 году в трапезном корпусе с Казанским храмом провели паровую систему отопления, в 2012 году отопление появилось и в братском корпусе. Сделали кочегарку, которая работает на дровах, поэтому дров нужно очень много, тем более что зимы здесь длинные и суровые. Обновили систему отопления в Артемиевском храме. Установили шесть новых больших теплиц, так что у насельников будет еще больше своих экологически чистых овощей. В 2011 году построили новую баню с прачечной.

Кроме этих послушаний есть, конечно, и другие. Капусты нужно засолить несколько бочек. Зимой снег с дорожек убрать. Молоко переработать. В храме и келиях чистоту навести. Воды привести. Дров нарубить. Еды каждый день на сорок, а летом и гораздо большее число, человек наготовить. Картошки на целый год нарастить, на огороде и в теплицах - овощей и зелени. В общем, всех послушаний и не перечислить.

А в свободное время у каждого есть любимое занятие – одни идут на рыбалку, другие любят почитать, и, наверное, нет в обители человека, который отказался бы от сбора грибов, тем более, что здесь очень много белых и собирать их огромное удовольствие.

В монастыре живет несколько котов, всеобщих любимцев. Каждый день прилетают голуби, воробьи и вороны, чтобы получить свой обед. Среди них появился почти ручной ворон, которого назвали Карлуша, он берет хлеб прямо из рук.

Удивительно благодатная атмосфера царит в Веркольском монастыре. Побывав здесь один раз, люди приезжают снова и снова. Они говорят, что эту обитель и ее небесного покровителя отрока Артемия просто невозможно не любить.

РАСПОРЯДОК

5.00 – общий подъем (совершает будильщик, который с колокольчиком обходит все келии).

5.30 – молебен перед ракой св. прав. отрока Артемия.

6.00 – утренние молитвы, полуношница.

6.30 – утреня, 1-й час.

7.30 – утренняя трапеза (для неслужащей братии и трудников).

8.00 – послушания.

8.30 – 3-й, 6-й часы.

9.00– Божественная Литургия.

13.00– обеденная трапеза.

14.00 – послушания

16.45 – 9-й час, вечерня.  

18.00 – вечерняя трапеза (проходит, как и другие общие трапезы,

при чтении «Жития святых» или других книг святых отцов).  

18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные  дни – без канонов),

вечерние молитвы, чин прощения.  

После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав. отр. Артемию

(в воскресные дни ему служится молебен с акафистом).  

23.00 – общий отход ко сну.

Богослужение в дни великих праздников и в воскресение (бдения):

накануне вечером служится в 16.45 – 9-й час.

17.00 – всенощное бдение.

20.45 – вечерняя трапеза.

7.30 – общий подъем.

8.00 – утренние молитвы  

(по праздникам – молебен празднику).

8.30 – 3-й, 6-й часы.  

9.00 – Божественная Литургия.