Престольный праздник в храме поселка Ясный

Престольный праздник в храме поселка Ясный 4 Сентября 2025

В престольный праздник храма во имя Грузинской иконы Божией Матери поселка Ясный Божественную литургию послужил насельник Артемиево-Веркольского монастыря игумен Митрофан (Охалов).
На клиросе пели и читали местные жительницы. Регентовала Любовь Штепа.
Святых Христовых Таин причастились четырнадцать человек.
Людмила Соснина.
Фото Людмилы Сосниной.
Чудотворная Грузинская икона Божией Матери
В 1622 году Грузия подверглась нападению и была завоевана персидским шахом Аббасом, причем храмы и монастыри были разрушены и ограблены, а некоторые святыни их отправлены в Персию, и там сделались предметами их продажи. Здесь, находившиеся по торговым делам, русские купцы охотно покупали у персов христианские святыни, вывезенные из Грузии. К одному из торговых русских людей, приказчику ярославского купца Лыткина, Степану Лазареву, приехавшему в то время в Персию по делам своего хозяина, пришел однажды персиянин и предложил ему купить принесенную икону в золотом и серебряном украшении. Благочестивый торговец с радостью купил ее. Это и была чудотворная Грузинская икона Божией Матери Одигитрия.
В то же время, как совершена была Степаном Лазаревым покупка иконы в Персии, в Ярославле его хозяину купцу гору Лыткину было дивное откровение. Во сне он слышал голос, говоривший ему: «Приставник имения твоего Стефан, сый в Персии, купи тебе бесценный бисер, егда же принесет к тебе, ты его посли в Двинскую область, в Черную гору». Недоумевал вначале купец, что означает это явление, и обращался даже к Московскому Патриарху Филарету за разрешением своего недоумения. Но дело вскоре разъяснилось, когда возвратился из Персии приказчик и вручил своему хозяину купленную святую икону Божией Матери. Последний признал в ней тот «бесценный бисер», о котором говорил ему таинственный голос, и порешил привести в исполнение и остальную часть сонного видения, благочестиво веруя, что это было ему откровение свыше. И вот по совету и благословению Святейшего Патриарха, купец Лыткин отправился в предуказанное в видении место и своими руками 22 августа 1629 года принес чудотворную Грузинскую икону Богоматери в Черногорский, ныне Красногорский монастырь.
Принесение иконы в обитель ознаменовалось чудотворением от нее. Монах Красногорского монастыря Питирим давно уже ничего не видел и не слышал. Во время всенощного бдения, находясь на молитве в келье своей, он внезапно был озарен необыкновенным сиянием. Много лет, не видев света, он ужаснулся и оградил себя крестным знамением, обратившись в ту сторону, где в храме стояла святая икона Грузинская, он увидел и там яркий свет, подобный солнечному. Инок сотворил молитву и с того часа прозрел и избавился от глухоты. По окончании утреннего славословия, он пришел в храм и объявил о своем исцелении игумену и братии, которые вместе с ним принесли благодарение Господу Богу и Пречистой Матери Его. Так, с самого начала пребывания в Красногорской обители, святая икона Грузинская стала источником чудесных благодеяний Царицы Небесной для всех притекающих к ней с верою и любовию. Слава об исцелениях, обильно источавшихся от святой иконы, постепенно распространялась по всей Двинской волости и далеко за пределами ее – по всей России, привлекала в обитель множество богомольцев, вызывала к ней благоговейное почитание чудотворного образа Богоматери и содействовала благоукрашению и процветанию обители.
О принесение чудотворной иконы в Красногорский монастырь было донесено Новгородскому митрополиту Киприану, который особой грамотой повелел «пред образом Пресвятыя Богородицы Одигитрия во вся недели по вторникам петь молебны». При митрополите Никоне в 1650 году было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери 22 августа. В 1653 и следующих годах, по повелению царя Алексея Михайловича, чтимая икона была отправляема для всеобщего поклонения в Сибирь, на великую реку Лену и внутренние города России: Устюг, Вологду, Тотьму, Ярославль, Переяславль-Залесский и Москву.
В 1698 году двинские жители обратились к архиепископу Холмогорскому Афанасию с челобитьем следующего содержания: «В Двинском уезде, на Пинеге реке в Красногорском монастыре есть образ Пресвятыя Богородицы, зовомый Грузинский, и через оный образ Пресвятая Богородица прежде и ныне творит многия чудеса и исцеления с верою приходящим. Двинские жители, все мирское сословие к тому чудотворному Богоматери образу имеют веру, обаче которые неизможные люди за дальноразстоянстом и за скудостию имения их, ради моления Богоматере к тому святому образу в Красногорский монастырь обещания своего бытием исполнять не измогают, и того ради препятия видеть того святого образа они и молиться пред ним не сподобляются; а в иных городах, где обретаются чудотворные святые образы, и те образы из монастырей в городы для всенароднаго моления приносят и встречают их всенародно честне; такожде и мы челобитчики все того же со всяким усердием желаем, чтобы чрез тот чудотворный образ всем нам Божию милость, за предстательством Его Богоматери получити». В удовлетворение благочестивого желания своих пасомых архиепископ Афанасий в том же 1698 году сделал распоряжение об ежегодном принесении чудотворной Грузинской иконы из Красногорского монастыря в Холмогоры к 1 июня «Ради освящения града и христолюбивых народов». Но в следующем году срок для такого принесения иконы был указан на 21 мая, «понеже в то время, - писал Афанасий в грамоте своей об этом (11 июня 1699 года), - бывает сеяние хлебных и иных земных плодов и приход с Вологды на Холмогоры соляного торгу и иных всяких судов, и на них народа из многих стран Российского государства бывает множество, сего ради тогда вящие молитвы Матери Божией приносите, дабы за Ея предстательством Господь Бог даровал православным христианам благорастворенны воздухи и изобилие плодов земных, и дабы и иноградные тогда бывшие во граде Холмогорах люди сподобилися видети оный святый чудотворный образ и удостоилися Пресвятыя Богородицы милость получити во славу имени Ея пресвятаго».
При архиепископе Сильвестре, начиная с 1706 года, в виду желания торговых людей, приезжавших в Архангельск к 1 сентября на Маргаритинскую ярмарку, чудотворная икона Грузинская отправлялась из монастыря в Холмогоры к 26 августа и оттуда переносилась в Архангельск на ярмарочное время. С перенесением же архиерейской кафедры в Архангельск, икона, по распоряжению преосвященного Иоасафа, с 1763 года стала переноситься из монастыря прямо в Архангельск, минуя Холмогоры. При Преосвященном Вениамине был назначен срок пребывания святой иконы в Архангельске и распределено время, когда и в каких церквях города и окрестных селений она будет находиться, начиная с 26 августа и до третьего воскресенья великого поста.
Торжественны бывают встречи и проводы чудотворной Грузинской иконы в Архангельске, это дни великих торжеств для города и его жителей, а также и для окрестных селений, откуда в громадном количестве съезжаются в город богомольцы. И встреча, и проводы святыни совершаются обычно самим архипастырем, при участии градского духовенства с крестным ходом. Громадная толпа народа, с благоговейно устремленными на святыню взорами, сопровождает торжественную процессию. Во время пребывания в Архангельске святая икона с верою и любовию принимается во многие частные дома и в учебные заведения, всюду оживляя дух веры и христианского благочестия, доставляя утешение и освящение христолюбцам.
Внешний вид Грузинского образа, в каком он был принесен в Красногорский монастырь, описывает сам купец Лыткин так: Письмо греческое, обложен образ весь серебром, резью – венцы и середина, и поля, и позолочен весь оклад почестным золотом, а подложен тот образ камкою алою, цена всему окладу четырнадцать рублей». Величина иконы длиною 10 и шириною – 7 вершков. Впоследствии икона украшалась разными драгоценными прикладами и привесами, из которых преосвященным Афанасием была сделана по заказу в Москве новая серебряная риза для иконы чеканной работы, стоимостью 48 рублей 5 алтын. «А чего не достало из бывших украшений (для новой ризы), - говорит двинской летописец, - то он, преосвященный, наполнил». Рассматривая лик иконы, владыка Афанасий нашел, что она письма греческого или грузинского, писана по сусальному золоту на дубовой доске, с выемкой посередине; внизу на лицевой стороне иконы выбита частица с начертанием ноги Богомладенца; сама же доска расколота до верху от удара копьем или другим орудием (от неверных ругателей святыни) и впоследствии неизвестно кем скреплена, а вышебленное место заделано и поправлено живописью. Преосвященный Афанасий своими руками очистил святую икону от пыли, исправил, обветшавшие по краям,  места и, укрепив новую серебряную с венцом ризу, другую сторону иконы покрыл золотом. В 1860 году, по благословению епископа Александра, сделана новая риза на икону, ценой около 3500 рублей.
С чудотворного образа Грузинского имеются списки, также пользующиеся славою чудотворных. Первый список был сделан в 1654 году в Москве по следующему поводу. Московский серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов имел больного сына. Во время пребывания в 1654 году в Москве чудотворной Грузинской иконы Божией Матери, он просил иеромонаха Макария, сопровождавшего икону, внести святыню к нему в дом и отправить молебен. И по вере и силе молитвы его пред святою иконою больной сын его выздоровел. В благодарность за милость ему явленную исцелением сына, Евдокимов положил обещание снят точный лик чудотворного образа Грузинской Божией Матери, которое тогда же и было им исполнено. Список этот в настоящее время находится в церкви святой Троицы близ Варварских ворот и также подает исцеления приходящим с верою.
Другой список с Грузинской иконы имеется в Раифской, близ города Казани, пустыни. При основании этой обители Казанский архипастырь митрополит Лаврентий возымел твердое намерение благословить ее именно Грузинской иконой Божией Матери. Предание говорит, что не произвольное желание, но небесная воля руководила в этом случае архипастырем. В 1661 году митрополит Лаврентий отправил одного из лучших живописцев в Красногорский монастырь для снятия верного списка с Грузинского образа Богоматери. По принесении списка в Казань, когда все было готово к освящению новоустроенной Раифской пустыни, сам митрополит Лаврентий, в сопровождении духовенства, градоначальников и бесчисленного множества народа, перенес туда с крестным ходом из Казанского кафедрального собора святую икону Грузинской Божией Матери, в честь и славу которой освящен соборный храм обители. «При этом событии – говорит предание – совершилось много чудесных исцелений от святой иконы». Слава о принесенной иконе, как о чудотворной, распространилась по окрестностям и вскоре же по принесении жители города Свияжска прибегли к заступничеству Пресвятой Девы пред Ее чудотворным образом: во время свирепствовавшей моровой язвы с дозволения митрополита Лаврентия Грузинскую икону из Раифской пустыни принесли в город, и, после усердных молений пред образом, у них прекратилась язва. В благодарственное воспоминание об этом благодеянии и доселе Грузинская икона переносится из Раифской пустыни в Свияжск 31 июля и пребывает в городе и окрестных селениях до 21 августа, обильно источая благодатные дарования всем с верою и любовию притекающим.
Газета «Архангельский епархиальный вестник». 1900 год. № 15.1 – 15.4.
В 1920—1922 годах после закрытия Красногорского монастыря икона исчезла, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появилась в нём. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.



Возврат к списку