Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня в Веркольском монастыре
14 Августа 2025
Веркольском монастыре
Божественную литургию в праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня в Артемиево-Веркольском монастыре послужили: наместник обители архимандрит Иосиф (Волков), иеромонах Рафаил (Бурмистров) и иеродиакон Николай (Чегодаев).
На клиросе пел инок Феофан (Давыдов).
Несколько человек причастились Святых Христовых Таин. В их числе были Любовь Владимировна Кожаева из Сосновки и ее дочь Александра Суранова из Северодвинска (она приехали с детьми в гости к маме). В этот праздничный день Любовь Владимировна и Александра первый раз в жизни исповедались и причастились.
После литургии иерей Александр Белый освятил воду и мед, который собрали монастырские пчелы.
Людмила Соснина.
Фото Людмилы Сосниной.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.
