Престольный праздник храма деревни Пиринемь Фоторепортаж. Часть вторая.
13 Июля 2025
В престольный праздник храма во имя 12 апостолов деревни Пиринемь после Божественной литургии все прошли крестным ходом вокруг храма. Закончился праздничный день очень вкусной общей трапезой, которую приготовили прихожанки. Во время трапезы спели «Многая лета» Валерию и Екатерине Житовым, именно их старания была построена эта церковь. Екатерина Александровна работала главным ветеринарным врачом в совхозе «Искра». Она знала, что в их роду были священники, а подробности стали известны лишь несколько лет назад – ее далекий прадед Аполлоний Иванов 160 лет назад был настоятелем храмов в их селе. Екатерина Александровна рассказала: «Сидим мы как-то с мужем, а он мне и говорит: «Давай храм построим». Я согласилась. Односельчане нас поддержали. В 2008 году муж с сыном Петром стали заготовлять в лесу бревна для строительства церкви. Три зимы подряд пилили, и Валерий Федорович вывозил их на своем тракторе. Весной бревна окоряли, а летом делали сруб. Строить помогал Иван Томилов. Крышу оцинкованным железом покрыл Илья Соколов». Первого марта 2014 года храм освятили, и священники отслужили первую Божественную литургию. Каждое воскресенье и в праздничные дни в церкви собираются жители Пиринеми, вместе читают и поют часы, обедницу для мирян, акафист иконе Божией Матери «Достойно есть». В этой церкви находится чудотворный образ Божией Матери «Достойно есть». В 2015 году местные жители Василий Павлович и Ольга Михайловна Поповы пожертвовали ее в церковь во имя 12 апостолов. В тридцатых годах прошлого века дед Василия Павловича – Алексей Зиновьевич – трудился плотником в коммуне. Его заставляли из икон делать кормушки для коров на скотном дворе. Когда плотник отпилил часть иконы Божией Матери «Достойно есть», то вдруг увидел, что Пресвятая Богородица «плачет». Он очень сильно испугался, и икону спрятал. Так она несколько десятилетий пролежала в тайнике. Василий Павлович нашел ее на чердаке и передал в храм. След от слезы на лике Богородицы сохранился до сих пор и хорошо виден. Украшают церковь и другие иконы. Житель Москвы пожертвовал два образа – Спасителя и Божией Матери «Смоленская». Наталия Кочеткова написала иконы великомученика Георгия Победоносца, 12 апостолов и праведных Артемия Веркольского и Параскевы Пиринемской. Очень красивый резной иконостас передали из поселка Шангас. В этот же день 415 лет назад были обретены мощи праведной Параскевы Пиринемской. Вот как об этом было писали в газете «Архангельский епархиальный вестник» в 1895 году: - Собравшись 30 июня 1610 года после утрени, крестьяне рассуждали об устройстве новой крыши на часовне и решили поднять пол, чтобы узнать, почему исходит оттуда тепло. И вот «под мостом гроб верху земли и на гробе камень, и они камень подняли и сняли с гроба, и под камнем глава, а мощи землею покрыло, и они хотели досмотреть со свещею, но свещу от мощей угасило, аки ветром, и как свещу отнесли, и паки свеща сама загорелась». Один из бывших при этом больной, пораженный таким явлением, помолившись Господу Богу, Пресвятой Богородице, великомученику Георгию и всем святым, прикоснулся к гробу и получил исцеление от болезни. В том же 1610 и в следующем 1611 годах Чакольскому попу Феофилакту и крестьянину Шастенской волости Евфимию Федорову чудесно открыто было, что это были «мощи Параскевии, девическа лика, крестьянска рода». В 7119 году, - говорится об этом в книжице (чудо 2), «После Афанасьева дня и Кирилла Александрийских, в первое воскресение, Евфимий Федоров из Шастенской волости видел сон: в Пиринеме у великомученика Георгия у часовни в паперти кабы землю руками поворошил, и в земле гроб, и в гробе восстал аки человек. И Евфимий от страха аки бежати покушашеся, и явлейся воззва: не бегай, аз нарицаюся Парасковия, девическа лика, и Евфремий пред нею пад, прося прощения. И она ему рече: «В чем тя прощати? Ты весь цел; посли скорбных и недужных, и кто чем скорбен, Божия милость будет». Жена Евфимия, выслушав этот сон мужа своего, молвила ему: «Не сказывай того в мире, учнут смеятца». Но он не послушался такого совета, пошел и рассказал свой сон «в Чаколе на погосте», где «в тот же день также не послушщали его». Между тем, возвратившись домой, он нашел жену свою слепой. На мясопустной неделе того же 1611 года Евфимию было второе видение, причем «велела Параскевия самому Евфимию больным известите: «Молитеся Богу, Пресвятой Богородице, великомученику Георгию и всем святым и новой чудотворице Парасковии». И он священнику известил Рождества Пречистой Феофилакту, и больные послушали, в Пиринему приехали со священником Феофилактом, и молебны пели, и к чудотворному гробу прикладывались, и Бог простил, и новоявленная Парасковия исцелила больных различными недуги тринадесять. И Евфимова жена, ослепшая от слова, что мужу не велела извещать о том, обещалась Богу и новоявленной Парасковии, ездила в Пиринему, и священник пел молебен, и она приложилась к чудотворному гробу, и от того часа здрава бысть, а была темна пять недель» (чудо 2). В 1612 году первый Красногорский игумен Макарий и Чакольский священник Феофилакт, приглашенные крестьянами, «по посте и по молебном пении со тщанием обрели мощи, главу новоявленныя Параскевы и иные прочие составы все не во плоти, но едины кости ея, и велели сотворить новый гроб. Игумен и священник главу мощей и иные протчие составы все выбрали из земли и с ветхим гробом переложили в новый гроб и принесли на паперть в часовню. И оттоле до ныне в зимнюю пору, егда мразы велицы, от гробницы мощей святых исходит теплота и куржан на стены выше гроба». Далее в книжице рассказывается на основании устных преданий еще об осмнадцати чудесах, совершенных при гробе святой праведной Параскевы, с точным обозначением лиц, получивших исцеления от разных болезней и времени совершения этих чудес до 1710 года включительно. Поэтому бывший приходской священник Иоанн Козмин (с 1648 года) и прикащик Алексий Яковлев, изложив кратко историю обретения мощей святой праведной Параскевы и совершенных ею чудес, от лица всех прихожан, 23 мая 1710 года ходатайствовали перед Архиепископом Рафаилом, через мирского посыльщика Прокопия Иванова Попова, о разрешении петь молебны при мощах. В ответ на это ходатайство Архиепископ Рафаил, узнав, что в прежние времена молебнов не пели праведной Параскеве, приказал по-прежнему петь таковые святому великомученику Георгию и святой великомученице Параскеве и свечи ставить, тем более, что не было в то время и образа святой праведной Параскевы, а «часовню замкнуть и запечатать десятскому». Однако, согласно ходатайству того же мирского посыльщика Прокопия Попова и всех прихожан со священником во главе и по указу Архиепископа Рафаила, 15 марта 1711 года иеромонах архиерейского дома Порфирий совместно со строителем Веркольской пустыни иеромонахом Антонием и священником Шардонемского прихода Симеоном, Чакольского Евстратием и местным приходским Иоанном Козминым и с диаконом Павлом производили свидетельствование мощей, причем после молебна Господу и Пресвятой Богородице «гробницу скрыли, и тая праведныя Параскевы мощи смотрели, и мощи все тленны, а глава и вси тела ея кости сухи, а в составе все целы, покрыты холстиною тонкою белою, и та холстина знатко, что давняя, токмо вся нерушима, и на той холстине изображен животворящий крест Господен, а положены те мощи в новом гробе… да и в том же гробе с мощами положен ветхий разрушенный гроб. И по домостре те святые мощи покропивше святой водою, ту гробницу закрыли доскою благоухание из того гроба изыде; покадивши тот гроб с мощами праведныя Параскевы, чудеса ея, написанные в тетрадях полудесно из той часовни взяли, и замкнули ту часовню по-прежнему; а священнику тоя Пиринемской волости по указу архиерейскому он, иеромонах Порфирий, молебнов петь той праведной Параскевы не велел, а ключ тоя часовни отдал Чакольской волости десятскому священнику Евстратию и велел ему тот ключ у себя держать до указу архиерейского». Последовал ли указ неизвестно, но святую праведную Параскеву издревле почитали и до настоящего времени продолжают почитать жители не только Пиринемского прихода, но и окрестных и даже отдаленных, служа у гроба ее не молебны, а панихиды. Доказательством этого служат написанный еще в прошлом веке, ранее 1771 года образ святой праведной Параскевы и сооруженный в 1799 году храм в честь 12 Апостолов вместо обветшавшей к этому времени часовни во имя великомученика Георгия, из коей мощи святой праведной Параскевы уже раньше перенесены были сначала в Параскевинский придел Георгиевской церкви, а затем в новоустроенную церковь и поставлены в углу на правой стороне, где они почивают и до настоящего времени. Кроме того, день обретения мощей, 30 июня прихожане по сие время празднуют служением молебнов на полях разным святым и панихид перед гробницей святой праведной Параскевы.
Людмила Соснина. Фото Людмилы Сосниной.
