Праведный отрок Артемий вывел из леса
2 Мая 2025
Родители наши не были фанатично верующими. Скорее даже наоборот. Ни крестиков, ни икон у нас в доме не наблюдалось. Но праздники деревенские, конечно же, знали. Правила и традиции соблюдали. Пасха, Троица, Духов день, Рождество и Благовещенье. Ну а уж праздники престольные, боровские да лохамские (деревни Бор и Лохама в верховьях Пинеги), Крещение и Обсевны – это обязательно. Святых знали, пожалуй, что, только троих: Никола Угодник (зимний и вешний), Илья Пророк да Артемий Веркольский. Артемьев день, 5 августа, знали и чтили особенно во всех деревнях.
Эта история произошла несколько лет назад в Верхнетоемском районе в верховьях реки Пинеги. Римма Александровна, все ее называли тётя Рита, четвёртого августа, как всегда, рано утром отправилась за ягодами через реку на Бор. Около девяти часов начался дождь, который вскоре усилился до ливня. Когда мать не вернулась из леса, ее дочка Елена с мужем подняли тревогу. Мы с сыном Витьком сразу же отправились на Бор.
Скоординировали действия с другими людьми, чтобы не ходить по одному месту друг за другом. Тетя Рита далеко уйти не могла. Все склонились к мнению: либо ей резко стало плохо (инфаркт, инсульт), либо поскользнулась и упала. И в том, и в другом случае она должна лежать где-то недалеко, нужно только найти ее.
Дождь перестал, но в лесу все равно было сыро. По краю болота Витёк в своих «долгих голяхах» шел без проблем, а мне приходилось туго. Неоднократно ремонтированные сапоги-пенки сильно протекали. Вылил воду и отжал носки, идти становится легче, но вода снова набралась, снова снял носки…
К половине седьмого вышли в деревню. Может, тётя Рита уже нашлась? Увы… Решили продолжить поиски. Успели попить чаю. Собралось уже человек двадцать: боровляне, лохамцы, жители деревень Бор и Лохама, приехали люди с Согры. Снова прочесали те же места. Габариты тётя Рита имела компактные, и, если лежит между кочек или в траве, заметить можно только вблизи. К тому же одета была в камуфляжную курточку, тёмный платок, короткие чёрные сапожки. Корзина старая, тёмная. В общем, ничего, что издалека бросалось бы в глаза.
Стемнело. Да еще и туман. Поиски прекращаем. Договариваемся собраться завтра в половине девятого. Дома и я, и сын смазали потертости зверобойным маслом. Завтра пятое августа, Артемьев день. Этого святого особо почитают в наших краях. Даже на сенокос в Артемьев день никогда не выходили.
За ночь потертости зажили. Прямо-таки волшебная сила зверобойного масла! Народу в поисковые партии собралось еще больше. Прочесывали по нескольку раз те же места, но более тщательно. Безрезультатно.
К полудню стали выходить из леса. Все места, где она могла собирать ягоды, прочесали несколько раз вдоль и поперёк. Никаких следов. На завтрашний день договорились снова пойти на поиски. Прилёг отдохнуть и заснул. Витёк будит: «Мария Николаевна позвонила, что тетя Рита вышла из леса на Бор». Слава Богу, что живая. Уж никто и не думал увидеть ее...
Тетя Рита рассказала, как она заблудилась: «Ведь пошла, и пошла, и пошла… Иду всё прямо и даже не думаю, куда иду. Вот что-то случилось с головой… Дождь идет, вся мокрая, домой бы надо, а я все вперед. Собака меня бросила около 12 часов. Через Исток перешла, потом через болото. Где иду – не знаю. Места все кажутся незнакомые. Сапоги полные воды, воду вылью и дальше иду. Ночевала сидя на бревнышке. Комары едят. А я мазь комариную дома оставили. Лицо закрыла пакетом, чтобы не так крепко грызли. Не поспала, так хоть посидела. Назавтра иду, вижу впереди человека. Невысокий, даже маленький. Сначала на березе сидел. Я к нему иду, а он «упал» с березы и пропал. Потом снова впереди показался. Пошла за ним. Думаю, куда-нибудь да выведет. Сколько-то вел он меня и на просеку вышли. Сориентировалась, что на юг нужно идти, день солнечный был. Иду, а сзади двое. За мной идут. Метров в двухстах. По просеке далеко видно. Я остановлюсь, и они остановятся. Пойду дальше, и они идут. По просеке сыро, бродно. Местами и топко, болото трясется. Но я все вперед и с просеки не сворачиваю. Знаю, по ней-то я выйду куда-нибудь. Уже из сил выбилась. Метра три пройду, да на кочке или бревнышке посижу. Корзинку с ягодами не бросаю. Горсть ягод зачерпну и поем. Потом смотрю – еще двое впереди, мужик и жонка. И меня к себе зовут, рукой машут. Иду к ним, иду, и вышла на сухое место около кладбища. Это уж большая дорога. Пошла я на Бор, туда ближе. И вот только на белом песке мне страшно-то стало. До сих пор от страха руки трясутся, только сейчас начала в себя приходить».
А вывел ее, скорее всего, святой Артемий Веркольский, ведь как раз Артемьев день был.
Елена дала обет: если матерь найдется, дойти до Никольской часовни, которая стоит на Подберезье, за пятнадцать километров от их дома. Через несколько дней свой обет она выполнила. Кстати, поставил часовню прямо над источником Владимир Валентинович Тюпин из деревни Ефимово.
Николай Русанов.
