На Ильинском храме Веркольского монастыря проведены противоаварийные работы
На Ильинском храме Артемиево-Веркольского монастыря реставраторы во главе с бригадиром Михаилом Климовы провели противоаварийные работы.
Чтобы поставить леса, 15 кубометров досок доставили до Пинеги. На монастырской лодке переправили их на другой берег. А затем на тракторе довезли до храма. В этом строителям помогли насельники обители.
Прежде чем воздвигнуть леса, каждую доску опускали в специальный раствор, защищающий ее от огня. Высота лесов 18 метров.
Мастера восстановили центральную главу – заменили часть кровли и поправили старое покрытие. На четырех малых главках частично заменили старое металлическое покрытие на новое. На всей крыше и куполах очистили старое железо от ржавчины. Покрасили главы, барабаны, шатер и бочки. Очень торопились, чтобы успеть до дождя. И как только закончили, он и пошел.
Михаил Климов изготовил пять крестов высотой два с половиной метра, которые установили на малых куполах. Перед тем, как поднять на высоту, наместник монастыря архимандрит Иосиф (Волков) их освятил.
Перед тем, как красить кровлю, нужно было найти место протечки. Стали крышу простукивать и обнаружили люк. Когда оторвали старый кусок железа, то увидели на глубине четырех метров чердак. Однако, лестницы для спуска вниз не было, а сам люк оказался таким маленьким, что в него мог бы пролезь лишь ребенок. На месте оторванного куска железа, поставили противоаварийную обрешетку, проложили гидроизоляцию и накрыли новым листом железа размером метр на полтора.
Установили молниезащиту с заземлением.
Противоаварийные работы на Ильинском храме провели Михаил Климов, Андрей Бурков, Александр Баранов, Юрий Кононов, Лев Харитонов, Юрий Копаев.
Про своего бригадира, Михаила Климова, соработники сказали, что он виртуозно владеет топором. А сам Михаил рассказал о себе:
- К труду меня отец, Петр Михайлович, и дед, Михаил Григорьевич, приучили с детства. Дисциплина в семье была железная. Слов «нет» или «не хочу» для меня не существовало. Уже в шесть лет дед подарил мне косу и показал, как ей пользоваться. Оба, и отец, и дед, были хорошими плотниками и меня научили этому мастерству. У нас в Нёноксе в конце 1990-х годов шла реставрации церквей. И я после окончания школы пошел туда работать. Там были потрясающие мастера, знаменитые реставраторы – Александр Владимирович Попов и Виктор Петрович Дренин. Именно от них мне удалось перенять все тонкости плотницкого мастерства. В это же время я заочно закончил АЛТИ по специальности «Технология деревообрабатывающего производства».
Мне очень нравится заниматься реставрацией, потому что все памятники разные и к каждому нужен особый подход. Два года работали в Заостровье. Полностью разобрали старинный деревянный Покровский храм, заменили сгнившие бревна и воздвигли заново. В Выборге за четыре года отреставрировали главный усадебный дом и флигель. В Архангельской области занимались консервацией церквей.
А еще у реставраторов во время работы в Веркольском монастыре произошло радостное событие – Юрий Копаев принял Таинство Крещения. Основную часть Таинства иерей Александр Белый совершил в храме. Он объяснял Юрию все действия и значения молитв. Затем они пошли на Пинегу, оба зашли в воду, и батюшка трижды окунул крещаемого. Весь обряд продолжался два с половиной часа.
В воскресенье за Божественной литургией Юрий Копаев, Михаил Климов и Лев Харитонов причастились Святых Христовых Таин.
Свои впечатления о Веркольском монастыре Михаил выразил такими словами: «Здесь такое умиротворение, тишина, так красиво! Потрясающий собор! Очень понравилось, что каждый день весь монастырь обходят с иконой».
Людмила Соснина.
Фото Людмила Соснина.