В Веркольском монастыре отметили праздник иконы Божией Матери «Грузинская»

В Веркольском монастыре отметили праздник иконы Божией Матери «Грузинская» 4 Сентября 2016

Этот образ находился в Красногорской монастыре и был особенно почитаем не только в Пинежском уезде, но и в Архангельске.

Иеромонах Антоний (Матфеев) отслужил молебен с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Грузинская», на котором помолились насельники и паломники обители.

Благочинный монастыря иеромонах Венедикт (Меньшиков) и игумен Митрофан (Охалов) совершили поездку в Красногорский монастырь (об этом мы расскажем позже).

А вот как проходил праздник в этой обители в 1911:

Церковное торжество в Красногорском монастыре

В Красногорском Богородицком монастыре Пинежского уезда ежегодно 6 июля бывает церковное торжество в честь Грузинской иконы Божией Матери, известного у местного населения под названием «Горный праздник». От лет древних к этому дню приходили в монастырь крестные ходы из окружных приходов Волдокурского (7 верст), Юрольского (8), Пинежского соборного (15), Вонгского (18), Пильегорского (30) и Кулойского (50 верст). С половины прошлого столетия обычай этот прекратился и, главным образом, потому, что Красногорский монастырь начал отказывать в продовольствии приходящим хоругвеносцам.

Года три тому назад  у некоторых иереев из названных приходов появилась мысль о благовременности и целесообразности восстановить этот обычай, но мысль эта, по независящим обстоятельствам, не получила осуществления. Ныне, благодаря сочувствию этой мысли Преосвященного Епископа Варсонофия (Вихвелина) и настоятеля Красногорского монастыря архимандрита Григория, высказавшего полную готовность доставлять хоругвеносцам приют и продовольствие, дело о восстановлении крестных ходов получило благодатный исход. Совершение крестных ходов из приходов, кроме отдаленных Пильегорского и Кулойского, разрешено указом Архангельской Духовной Консистории от 21 июня сего года за № 6449.

О предстоящем, давно небывалом торжестве население приходов было оповещено, но все-таки являлось опасение в удачном исполнении его. Дело в том, что с 20-го числа июня в ближайших к городу Пинеге местностях была необычайно дождливая погода, дороги испортились, ручьи переполнились водой, так что мосты были сняты и вообще сухопутное сообщение между многими местностями стало невозможным, особенно из приходов Сояльского и Юрольского по почтовому тракту, который в летнее время остается без использования, заменяясь пароходными сообщениями.

4 июля проследовал из Веркольского монастыря на торжество в Красногорский монастырь Преосвященный Епископ Варсонофий. В Пинеге при представлении местного духовенства он высказал желание, чтобы крестные ходы были совершены, не взирая ни на какую погоду, разрешив лишь Юрольскому причту прибыть с крестами прямо в Красногорский монастырь по лесной тропинке, не ожидая прочих крестных ходов в деревне Малетине. Крестный ход из Соялы на сей год был отложен.

К всеобщему удовольствию, 5 июля погода переменилась. С раннего утра ярко сияло солнце, дороги обсохли, путь из Пинеги сделался удобопроходимым. Ровно в 12 часов дня с Пинежской соборной колокольни раздался благовест. к Председательствовал в ходе настоятель собора и местный благочинный отец Александр Петровский. Во все время следования до Валдокурского прихода священное пение не умолкало. Почти одновременно с соборным, выступил крестный ход из заречной Вонгской церкви и проследовал по левому луговому берегу реки Пинеги до Валдокурского прихода. Здесь он был перевезен через реку и, соединившись с крестным ходом из Валдокурской церкви, отправился на встречу приближающемуся из Пинеги. В исходе третьего часа они вступили в Валдокурскую церковь. Здесь была сделана небольшая остановка, чтобы дать возможность отдохнуть путникам, проследовавшим восемь верст. В это время местным причтом была совершена малая вечерня.

В дальнейший путь три соединенных крестных хода выступили в половине четвертого часа с молебным пением Богоматери, в сопровождении множества молящихся. Во все время шествия среди богомольцев господствовало молитвенное настроение, посторонних разговоров почти не замечалось, очень многие старались, по мере умения, присоединиться к пению клира и более знакомые песнопения, например, запев «Пресвятая Богородица, спаси нас» исполнялись общим пением. Не доходя до деревни Малетины, нужно было переправиться через ручей, который от обильных дождей выступил из берегов, а для переправы имелись лишь небольшой плот и небольшой карбас, так что предвиделось значительное замедление при переправе массы путников, а при несдержанности их, могло бы даже произойти нечто неприятное; но к всеобщему удивлению к берегу реки, при впадении в нее ручья, на это время пристал большой паром сплавного леса, и вся масса народа благополучно перешла по нему на другой берег, не замочив ног.

Но вот священное шествие приблизилось к подъему на святую гору Красную. В это время на вершине ее загудел благовест, а через несколько времени полился «красный звон».

Сама Царица Небесная, в лице Своего Чудотворного образа, в преднесении крестного хода, возглавляемого Владыкой Варсонофием, выступила на встречу несомым из окрестных церквей святынями. Минута была умилительная!

По прибытии в монастырь сделан был небольшой перерыв, чтобы дать возможность пришедшим с крестным ходом отдохнуть, пообчиститься и подкрепиться чаем.

В начале седьмого часа начался звон ко всенощной и поместительный монастырский храм быстро наполнился народом. Вскоре прибыл сюда и Преосвященный Варсонофий. Началось всенощное бдение и торжественно, по строго монастырскому порядку, при умилительном пении двух ликов монастырских певцов продолжалось до конца одиннадцатого часа. На литию священнослужащие во главе с Епископом и певцы вышли на монастырскую ограду, но здесь была прочитана только первая молитва «Спаси, Боже, люди Твоя», так как поднявшийся сильный вихрь принудил войти в притвор церковный. На полиелей и величание вышли те же священнослужители с Епископом. Перед Евангелием прочитан был перед чудотворным образом акафист Божией Матери, а после Евангелия было елеопомазание, который совершал Преосвященный сам до 9-й песни канона.

В ночь на 6 июля был дождь, но это не попрепятствовало новому наплыву богомольцев и из города Пинеги, и из окрестных селений. С пяти часов утра в надвратной церкви Похвалы Богородицы началась ранняя литургия, а в главном летнем храме и в зимнем в честь Владимирской иконы Божией Матери непрерывно служились заказные молебны и панихиды. Все храмы и ограда монастырская были полны народа. В девятом часу совершен был водосвятный молебен, а затем начался благовест к поздней литургии.

Ровно в девять часов из келий настоятеля проследовал в главный храм Преосвященный Варсонофий и был встречен установленным порядком. Началось архиерейское служении литургии и совершалось благообразно и чинно. Сослужащими были настоятель монастыря архимандрит Григорий, настоятель Пинежского собора отец Александр Петровский, священники приходов Вонгского Г. Кононов, Валдокурского А. Фирсов, Юрольского К. Летунов и иеромонах Веркольского монастыря Артемий, при четырех диаконах и двух иподиаконах. Молитвенная настроенность Владыки, проникновенное произнесение им возгласов производили сильное впечатление на сослужащих и на молящихся. Красоте богослужений много посодействовало прекрасное пение на правом клиросе Пинежского хора любителей, под умелым управлением студента Варшавского университета В. А. Петровского. После «Буди имя Господне» Преосвященный произнес «из уст» одушевленную проповедь. К немалой досаде всех желавших послушать владыку, монастырские звонари для праздника поусердствовали и во время проповеди начали звон к молебну, чем заглушили проповедника. Хотя через некоторое время они были остановлены, но все-таки целостность впечатления от проповеди через это утратилась. После отпуста литургии, начат был молебен Божией Матери и при пении тропаря «От святыя иконы Твоя, о Владычице Богородице» из храма выступил, небывалый прежде по числу несомых хоругвий и других священных изображений, крестный ход. В конце литургии начался было снова дождь, но лишь только вышли из храма, как ярко засияло солнце и радостно заиграло и на священных знаменах, и на золотой приукрашенной ризе чудотворного образа Богоматери, носимого на носилках высоко над головами народа. Шествие по очереди двигалось очень медленно, так как тысячная толпа народа желала подойти под чудотворным образом, когда же шествие выступило из монастыря, эта толпа непрерывной цепью следовала за ним кругом монастырской ограды. Молебное пение Богоматери продолжалось во все время шествия, а на южной, восточной и северной сторонах совершались литии, и на восточной же прочитано было Евангелие. По возвращении в храм Владыкой была прочитана молитва Божией Матери перед чудотворным Ее образом, а затем вскоре под высоким стрельчатым сводом холодного монастырского храма загремели многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и местным епископам, настоятелю обители с братией, синклиту, христолюбивому воинству и всем православным христианам. Когда народ начал прикладываться к кресту, Преосвященный проследовал в алтарь для разоблачения и затем в мантии с посохом снова вышел к народу и очень долгое время благословлял его, в то же время одним из священников по прекрасному обычаю, заведенному в монастыре архимандритом Григорием, народу раздавались листки религиозно-нравственного содержания. Богослужение окончилось в исходе первого часа.

Затем в покоях настоятеля Владыке, духовенству и почетным посетителям были предложены чай и трапеза. За последней из напитков подавался только монастырский квас. Хоругвеносцам и всем желающим из посетителей обителью радушно предложен был обед. Необходимо заметить, что накануне праздника и в самый праздник небогатая обитель Красногорская напоила чаем и накормила не одну сотню народа. (Монастырские служащие не могут знать, кто из приходящих к чаю или обеду хоругвиносец, и кто пришел сам собою. В монастырь явилось немало любителей попить и поесть готового, и они со свойственной им беззастенчивостью заняли и лучшие места на ночлеге, и первенство за столами. Следовало бы на будущее время снабжать хоругвиносцев какими-либо значками, а то «плотские всегда будут гнать духовных».)

Несмотря на огромную массу собравшегося народа, порядок в монастырской ограде и вне ее во время литургии и после оной был образцовый, хотя за оградой монастыря по давнему обычаю был торжок и производился наем летних работниц. Не слышно было ни смеха, ни шуток, ни громких разговоров, все были серьезно сосредоточены в сознании, что здесь «место свято». Тем более не видно было выпивших, что в прежние годы было нередко. Передают, что и сей год один из приезжих продавцов кваса и кислых щей пытался тайком продавать желающим водку, но тут же был пойман с поличным и, конечно, получил должное возмездие за свою неуместную предусмотрительность.

Вообще настроение духа паломников было спокойно-радостное, но физически многие из пришедших пешком за крестными ходами и от пути, и от продолжительных монастырских служб, утомились и с некоторой тревогой взирали на предлежащий им обратно путь. Владыка Варсонофий, как бы предугадывал такую тревогу путников, предложил крестным ходам Валдокурскому, Пинежскому и Вонгскому обратный путь совершить на пароходе, который для него стоял под Малетиной. Предложение Владыки, конечно же, с радостью было принято.

В три часа дня снова загудел монастырский колокол, призывая паломников к обратному шествию. В четверть четвертого часа крестные ходы, сопровождаемые братией монастыря с чудотворным образом Богоматери, выступили из обители. Тогда же выехал на пароходе и Преосвященный Варсонофий. Первым выделился Юрольский крестный ход и отправился в свой путь по лесной тропинке, остальные же были сопровождаемы до спуска большой горы, а затем «веселыми ногами» незаметно прошли трехверстное расстояние до парохода.

Здесь лишь только пароход отступил от берега, с благословения Владыки, сопровождавшими крестные ходы священнослужителями совершен был молебен Живоначальной Троице, Божией Матери и Святителю Николаю. Через три четверти часа пароход поравнялся с Валдокурским приходом, и крестный ход Валдокурской церкви был выпущен на берег, а остальные благополучно проследовали до города Пинеги, куда и прибыли в седьмом часу.

Так совершилось это, 55 лет не бывалое торжество, о котором смутно помнят только некоторые старцы. На верующих оно произвело весьма благотворное впечатление и заставило пережить минуты сильного подъема религиозного чувства. Правда, и в прошлые годы число богомольцев к Горному празднику было немалое, но посещение ими святой обители не доставляло им того духовного назидания, какое привелось получить в настоящем году, особенно тем, которые потрудились предпринять путь к обители пешком, сопровождая священное шествие. Это было как бы одно длящееся богослужение, продолжавшееся, если исключить 4 – 5 часов ночного покоя, и два часа отдыха после литургии, 24 часа или целые сутки, в продолжение которых паломники были как бы окружены атмосферой молитвы. Все житейское, тем более греховное было далеко от них. Дай Бог, чтобы на будущее время число паломников к празднику шестого июля все более и более увеличивалось, и благочестивый обычай крестных ходов не предавался бы более забвению.

Священник А. Фирсов».

Газета «Епархиальные ведомости». 1911год. № 15. 




Возврат к списку