Прошло 130 лет со дня преставления архимандрита Феодосия Орехова

Прошло 130 лет со дня преставления архимандрита Феодосия Орехова 5 Мая 2015

В Веркольском монастыре молитвенно почтили память настоятеля монастыря архимандрита Феодосия Орехова. Сегодня исполняется 130 лет со дня его преставления.

 

5 мая в день памяти архимандрита Феодосия нынешний наместник обители игумен Иосиф (Волков) отслужил литию на его могиле. Вместе с ним  помолились братия и трудники монастыря.

Могила архимандрита Феодосия сохранилась чудом, ведь на территории обители несколько десятилетий находились коммуна, интернат, школа…

Сейчас на могиле установили крест, она обнесена оградкой, есть доска с информацией об архимандрите Феодосии. 

Людмила Соснина

 

В этом году в Артемиево-Веркольском монастыре две юбилейные дата, связанные с  настоятелем обители архимандритом Феодосием (Ореховым): 185 лет со дня его рождения и 130 лет со дня преставления. 

Архимандрит Феодосий (в миру Феодор) родился около 1829 года в городе Орле в семье обер-офицера Василия и его жены Варвары (их отчества, к сожалению, неизвестны) Ореховых. Они были людьми благочестивыми, чрезвычайно любившие своего сына. Феодор сначала закончил Орловскую гимназию, а затем Горы-Горецкий земледельческий институт. Во время пребывания своего в учебных заведениях Феодор Орехов отличался от своих сверстников кротким и благочестивым нравом и прилежанием к наукам. В свободное же от учения время, как он сам рассказывал своему любимому келейному послушнику Иоанну (ныне игумену Иоаникию) любил читать Священное писание и святоотеческие книги Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина и других. После окончания института Феодор Орехов больше года жил богомольцем в Кирилло-Новоозерском монастыре Новгородской губернии. В 1856 году он приехал в отдаленную Кожеозерскую общежительную пустынь Архангельской губернии, где через пять месяцев стал послушником. После трехлетнего монастырского искуса 5 июня 1860 года его постригли в монашество с именем Феодосий. В этой пустынной обители он смиренно и добросовестно исполнял возложенные на него послушания – пек просфоры и исполнял обязанности келаря.

Через  год после пострижения в монашество, 15 июля 1861 года отец Феодосий был рукоположен преосвященным Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским в сан иеродиакона, на следующий день в сан иеромонаха, а через десять дней, 26 июля его назначили строителем Артемиево-Веркольской пустыни.

Эта обитель весьма древняя, но вследствие неоднократных пожаров и частых неурожаев находилась тогда в самом жалком положении и клонилась к совершенному упразднению, даже святые мощи праведного Артемия стояли несколько лет запечатанными. Владыка Архангельский Нафанаил сильно скорбел о печальном и жалком положении Веркольской обители и долго не находил настоятеля, который смог бы ее восстановить. Тогда он решил поставить туда настоятелем того, кого Бог первого пришлет к нему для рукоположения в иеромонаха. И,  как бы в ответ на его решение, приезжает из Кожеозерского монастыря инок Феодосий для рукоположения в сан иеродиакона и иеромонаха. Он произвел на владыку Нафанаила самое благоприятное впечатление. К тому же духовник преосвященного, бывший насельник Кожеозерского монастыря иеромонах Сергий, зная отца Феодосия с прекрасной стороны, стал рекомендовать его в настоятели Веркольского монастыря.

Долго отец Феодосий отказывался от столь неожиданного и трудного послушания, при этом даже стоял перед владыкой на коленях и со слезами умолял не назначать его на такую должность, ссылаясь, с одной стороны, на свою молодость и неопытность, а с другой – на убожество Веркольской обители. Но  доводы отца Феодосия не изменили решения владыки. Ободряя его надеждой на Божию помощь, по молитвам праведного Артемия, и на покров и заступление Царицы Небесной, он вынес из кабинета свою келейную икону Казанской Божией Матери, и благословил ей иеромонаха, поручив заступлению Небесной Покровительницы и отца Феодосия, и вверенную ему обитель.

 По прибытии в Веркольскую обитель, он нашел 6 человек братии, 7 богомольцев и 19 рабочих. Пустынь огораживалась простыми деревянными жердями и находилась в такой бедности, что даже не на что было совершать ежедневно Божественную литургию. О состояние Веркольской обители до времени назначения настоятелем отца Феодосия так говорил отец Иоанн Кронштадтский: «Дивны судьбы Божии касательно этой обители. Я помню ее крайнее убожество и бедность: деревянная, ветхая, низкая ограда окружала малую каменную церковь, в которой почивают мощи угодника Божия праведного Артемия. Было в этой ограде еще два или три деревянных здания. Обитель была заштатной, начальник ее был строитель с пятью или шестью монахами, но он мало заботился об ее устройстве, и она клонилась к совершенному упадку».

Отец Феодосий не упал духом и принялся, с Божией помощью, за улучшение монастыря, как с внутренней, духовно-нравственной стороны, так и с внешней. Будучи сам строгим хранителем монашеских обетов, он старался собственным примером насадить и в монастыре дух монашества. Посвятив свои силы на служение Богу и на пользу и спасение ближних, отец Феодосий строго следил за точным исполнением церковного устава при отправлении богослужений, и сам служил в храме с великим благоговением   и подобающей торжественностью. Строго соблюдал правила монашеской жизни.

Игумен Феодосий во всех отношениях был истинным подвижником. Ел мало и почти всегда за общей трапезой, не позволял себе ни отдельных обедов, ни тем более роскошных яств. Спал на деревянном диванчике, в возглавие клал камень, завернутый в старый подрясник. Заботясь о строгости монашеского жительства, он в 1865 ввел в монастыре устав общежития Коневской обители. В 1867 году, по ходатайству отца Феодосия, Веркольский заштатный монастырь был переименован в общежительную пустынь. С 1870 года в монастыре началось непрерывное чтение псалтыри, по примеру обители неусыпающих.

Молва о мудром руководителе в иноческом житии и благоукрасителе дотоле мало известной Веркольской обители стала быстро распространяться далеко за пределы не только Пинежского уезда, но и Архангельской губернии. Любители иноческого жития стали приходить к отцу Феодосию из разных губерний, он всех принимал в обитель с ласковостью доброго и любящего отца, так что число братии в его настоятельство выросло до 80-90 человек (указных до 40 человек, богомольцев столько же и рабочих человек 10-15). С каждым, желающим поступить в Веркольскую обитель, отец Феодосий шел в церковь, служил молебен и радовался, что пришел еще один человек, желающий спасения. Постепенно с Божией помощью через благотворителей средства обители стали увеличиваться. Отец Феодосий постановил за непременное правило ежедневно совершать Божественную литургию с молебном и акафистом о здравии и спасении живых благотворителей и панихиды об упокоении усопших.

Заботясь об истинно иноческой жизни в обители, отец Феодосий прилагал посильное старание и к украшению ее с внешней стороны. Получив от преосвященного Нафанаила при своем назначении в Веркольский монастырь Казанскую икону Божией Матери, он построил в монастыре теплую деревянную трапезную церковь в честь этой иконы. Закладка ее была 8 июля 1867 года в праздник Казанской иконы Божией Матери. Отец Феодосий капитально отремонтировал каменный Артемиевкий храм, как снаружи, так и внутри: во всех трех пределах сделали новые иконостасы и написали новые иконы. Стены и потолок главного храма, где почивают святые мощи праведного Артемия, украсили живописными изображениями из Священной истории

При игумене Феодосии построили также двухэтажный деревянный корпус с келиями для братии и помещениями для рухлядной, хлебной, сапожной и портной мастерских; гостиницу для богомольцев, кузнецу, кирпичный завод, скотный двор, баню, водяную мельницу, слесарню, водопровод и другие сооружения. Часовню на месте преставления праведного Артемия в 1876 году обратили в церковь и 22 июля освятили. В мае 1869 года преступили к постройке каменной ограды вокруг монастыря с башнями и колокольней, работы закончили в 1879 году. Под колокольней устроили святые ворота, а над ними  – церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. По сторонам от них находились восемь келий для братии. Стоимость этих сооружений 40 000 рублей.

Так как церкви Веркольского прихода, и дома причта находились возле самой обители, то отец Феодосий в 1869 году, с разрешения епархиального начальства, построил за рекой Пинегой в Верколе новую деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца и два причтовый дома. Приходские же церкви приобрел в собственной монастыря. Заново их исправил, обшил тесом, выкрасил в белую краску и освятил одну – во имя великомученика Георгия,  другую – во имя святого пророка Божия Илии. В 1878 году им устроен каменный двухэтажный корпус внутри ограды, стоимостью в 10 000 рублей.

В 1880 году игумен Феодосий приобрел для монастыря от Шардонемского общества за 1000 рублей озеро, называемое Святым, находящееся в60 верстах от обители. С 1870 года монастырь арендовал его для ловли рыбы, преимущественно окуней, которых в нем водилось очень много. Для братии, находившейся здесь на послушании, была устроена часовня, а позднее и церковь по имя святителя Николая Чудотворца.

В конце июля 1871 года отец Феодосий решил побывать на Святом озере. Сначала они с послушником ехали на лодке, а затем, для сокращения пути, пошли по лесу пешком. В глухой и неизвестной местности они заблудились и десять суток без еды плутали по лесу. В усердной молитве отец Феодосий дал обет святителю Николаю, если они будут спасены от ожидающей их голодной смерти,  устроить на Святом озере во имя его церковь и скит. Молитва их была услышана, и до крайности изможденные они были выведены, наконец, к жилому домику какою-то приставшей к ним неведомой собачкой. Здесь поистине совершилось над ними поразительное чудо. Отец Феодосий, по данному обету, усердно занялся устройством на Святом озере скита, и при расчистке места сам трудился вместе с рабочими и, раздевшись до рубашки, рубил лес. В 1883 году была выстроена небольшая, но весьма красивая деревянная церковь во имя святителя Николая, в которой и поместили явленную чудотворную икону угодника Божия. Весь иконостас храма резной работы из красного дерева, подаренный  неизвестным благотворителем.  Место у озера уединенное и от мира отдаленное. Истинный подвижник может найти здесь тихое и безмятежное пристанище и полную беспрепятственность для уединенных  иноческих подвигов. Отец Феодосий нередко думал уйти туда на покой, но Бог не судил исполниться его желанию.

Игумен любил принимать к себе в обитель странников, и всякому просящему давал все необходимое: белье, обувь, носильное платье, чай, сахар, даже снабжал деньгами, поэтому стало стекаться к нему в Верколу множество странников со всех концов России. И везде они распространяли добрую молву, что ни в одном монастыре не принимают так милостиво, как в Верколе. Особенно много странников приезжало и приходило в летнее время. В монастыре призревались также болящие и маломощные, особенно старики и старухи, все нужды их и желания свято исполнялись через особо поставленных добрых служителей. Тут был вполне отеческий приют для всех поклонников!

Для местных же нуждающихся крестьян отец Феодосий был первым благодетелем: умрет ли кто, оставит сирот, он призревает их; погорит кто, и игумен дает корову и лошадь; нет хлеба, нет зерна на посев, и все идут к нему.

В двух сельских училищах на средства монастыря воспитывались до 30 мальчиков и 20 девочек; до 10 человек одевали и кормили в ремесленном же училище. При устройстве в 1872 году мировым посредником Г. Козминым приюта и ремесленных мастерских, им была получена от отца Феодосия весьма почтенная сумма основного капитала. Сейчас это заведение является весьма прочным и полезным и представляет собой весьма важное приобретении в лучшей архитектуре. Игумен Феодосий имел большое сочувствие и к потребностям общественным, и к нуждам ближних, особенно же к детям-сиротам, из которых немало им воспитано, чуть ли не от колыбели, много обучено грамоте, ремеслам, и теперь они стали полезными членами общества. Это поистине был отец и благодетель, и Господь видимо благословлял все его жертвы. И чем больше отец Феоосий благодетельствовал, тем больше ему Господь посылал. Истинно слово Писания, что рука дающего не оскудеет.

Своим благодетельным примером игумен Феодосий облагораживал и саму местность. А быстрое благоустройство  монастыря подняло нравственность и возбудило крестьян возобновлять и у себя в приходах разрушенные ветхие храмы, устраивать новые в лучшей архитектуре и даже ставить изящные иконостасы. А сколько при его содействии выстроено новых, возобновлено и украшено старых церквей, устроено иконостасов - об этом ведомо только одному Богу!

Отец Феодосий чутко отзывался и на все епархиальные нужды, когда дело касалось духовно-учебных заведений, церковно-приходских попечительств и церковно-приходских школ. В 1883 году он пожертвовал в Братство святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, созданного при Духовной семинарии для вспомоществования нуждающимся учащимся духовно-учебных заведений, процентными бумагами 450 рублей. Понимая высокую и благотворную задачу христианского просвещения народа, отец настоятель с братией изъявили готовность снабжать на средства обители 10 церковно-приходских школ в Пинежском уезде учебными пособиями и содержать пищей 2 или 3 мальчиков, преимущественно сирот.  Игумен Феодосий с братией стал во главе жертвователей и на возобновление давно забытого всеми Печенгского монастыря во имя преподобного Трифона, просветителя диких лопарей, что на далеком от нас Мурманском берегу на границе с Норвегией. Тут он первый и больше всех откликнулся на это святое предприятие.

Отцом Феодосием с братией при содействии петербургских Г. и П. издано с просветительною целью несколько десятков тысяч разных душеполезных брошюр и листков, которыми наделен не только Пинежский край, но и дома всех далеких благотворителей обители. В особенно большой количестве расходилась брошюра «О роскоши и пьянстве». Ими же напечатано десять тысяч экземпляров брошюр к 300-летию со дня его кончины преподобного Трифона Печенгского. Ими были извещены многие из христолюбцев, которые и прибегают теперь с молитвами к преподобному Трифону и содействуют к устроению его обители.

После 24 лет неусыпных трудов настоятеля Феодосия Веркольская обитель занимает первое место между всеми монастырями Архангельской губернии, исключая, конечно, Соловецкую обитель. И чем же мог отец Феодосий дать Веркольскому монастырю настоящее ее благосостояние? Ничем другим, как усердными молитвами, теплой ко всем приветливостью, неусыпными трудами и точным исполнением монастырского устава. И расцвела, таким образом, бесплодная пустыня Веркольская, устроилась, украсилась и стала чашей полной, явилось в ней во всем обилие и довольство.

Во всех трудах архимандрит  Феодосий был неутомим, а по благотворительности неподражаем.  Говорил мало, но делал много. Для братии же являлся совершенным отцом и поэтому ни в одном из архангельских монастырей, исключая Соловецкий, нет такого числа братии, как в Верколе. За свои заслуги на пользу Веркольского монастыря отца Феодосия 14 июня 1864 года награждили набедренником; 17 января 1865 года посвятили в сан игумена. Затем ему всемилостивейше пожаловали наперсный крест от священного Синода, который торжественно был возложен на него в обители за Литургией при соборном богослужении 10 мая 1869 года.  17 апреля 1872 отца Феодосия  наградили орденом святой Анны 3 степени, а в 1879 года пожаловали такой же орден 2 степени. 29 января 1879 года, по определению попечителя Санкт-Петербургского Учебного Округа он получил признательность от Министерства Народного Просвещения за пожертвование в пользу Веркольского народного училища. 21 ноября 1882 года отца Феодосия возвели в сан архимандрита, Он стал первым архимандритом в истории Веркольского монастыря. Этот сан отец Феодосий принял с большим смущением и боязнью, говоря, что  «на пользу ли ему это будет?» Готов был даже отказаться от этой почести, но не смел. Архангельский владыка Серапион, в знак особого уважения к архимандриту Феодосию, подарил ему свою митру.

Отец Феодосий, по свидетельству игумена Иоаникия, предвидел время своей смерти. После смерти иеромонаха Клеопы, 27 марта 1885 года архимандрит сказал отцу Иоаникию: «Скоро тебе придется и меня хоронить». Это предсказание вскоре сбылось – через месяц его уже не стало.

Он болел недолго, но тяжко. На вопрос братии: «Что у вас болит, батюшка?», отвечал, что ничего не болит, а только слабею. Болезнью своею он нисколько не смущался и не роптал, но переносил все терпеливо. И с подобающими христианскими напутствиями – Таинствами исповеди, елеосвящения и причащения мирно и тихо отошел ко Господу. Кончина последовала с 21 на 22 апреля, и печальный среди глубокой ночной тишины звук колокола, возвестивший о кончине столь благодетельного отца и покровителя, привел в трепет мирных обитателей Веркольской местности, и невольные слезы покатились из глаз многих. Погребение было совершено плачущей братией и окрестными священниками 25 апреля при многочисленном стечении народа, который горько и неутешно оплакивал своего благодетеля. Архимандрит Феодосий, согласно завещанию, погребен в мантии близ церкви святого праведного Артемия, во славу которого он так много потрудился.

Не стало больше на свете благодетельного и неусыпного труженика отца архимандрита Феодосия! Его имя для многих останется приснопамятным, и дай нам Бог побольше таких благородных, добродетельных, сердобольных, разумных, трудолюбивых и бескорыстных  настоятелей, каков был отец Феодосий.

Вечная ему память и царствие небесное.

Из книги А. Грекова «Воспоминания о жизни Архимандрита Феодосия, настоятеля Артемиево-Веркольского монастыря» и статьи  диакона Николая Кузнецова (газета «Епархиальные ведомости», 1907 год).

 

 

 




Возврат к списку