Семь дней провели питерские ратоборцы на северной земле. Часть седьмая

Семь дней провели питерские ратоборцы на северной земле. Часть седьмая 21 Января 2022

Из записок паломников.
День седьмой. И последний.

В заключительный день экспедиции мы отправилась в музей деревянного зодчества «Малые Корелы», где прекрасно провели время, покатались с горки, покачались на качелях и повалялись в снегу.
Потом приехали в Архангельск, еще немного посмотрели город и вечером поехали в Санкт-Петербург.
В этой экспедиции многие ребята впервые открыли для себя Русский Север! Побывали в обители святого отрока Артемия и на родине праведного Иоанна Кронштадтского. Прошли испытания в суровых условиях, потрудились во Славу Божию! Познакомились с одной из самых красивых деревень России, встретились с замечательными людьми, получили массу ярких впечатлений и узнали много интересного!
Отзывы юных ратоборцев из военно-патриотического клуба Санкт-Петербурга и их родителей.
Романцева Полина, 14 лет.
Прожив несколько дней в монастыре, мы получили незабываемый опыт: привыкли к морозу, научились молиться при входе в келью, побывали на ночной Рождественской службе. И, наверное, самое главное – наш коллектив стал более дружным. Это путешествие нас изменило в лучшую сторону. Мы духовно просветились и поняли, как сложно живётся монахам.
Борис Парахонский, 11 лет.
Я первый раз поехал в Архангельск. И мне поездка очень понравилась. Сам город очень красив, потрясла набережная Северной Двины. Потом три ледовые переправы. Потрясающе! К ночи добрались до монастыря. Сама территория монастыря обширная... Было интересно убирать Артемьевскую церковь. И ещё мне запомнилось, как мы колядовали на праздник Рождества Христова. А с горки, как катались!!! Было очень весело! На лошадке Иртыше с радостью прокатились. Еще наши девочки выступали с песнями и про них даже написали в газете "Пинежье".
Визер Таисия, 14 лет.
Изначально я жалела, что поехала. Было очень холодно, спартанские бытовые условия в келье монастыре. Но со временем, я поняла, что жить в таком святом месте – это чудесно, начинаешь любить ближнего, с которым делишь комнату и радуешься каждой мелочи. Буквально всему, например: что печь греет, весело кидать дрова, "купаться" в глубоком сугробе, разбегаться и падать! Начинаешь ценить сон. Спасибо за такие чудесные каникулы!
София Бутылова, 15 лет.
В душу запало множество радостных событий от пребывания в Веркольском монастыре. Экскурсия по монастырю, чудесная Артемьевская церковь, ночная Рождественская служба. Красивые снежные пейзажи с видами храмов. Мне понравилось послушание на кухне. Интересные и продуктивные каникулы!
Димитрий Михайловский, 11 лет.
В монастыре я почувствовал себя настоящим русским мужиком. Житье у нас было хорошее, в комнате был чайник, и мы пили вечерами чай. Было страшно одному ходить в туалет, и мы спускались вместе с друзьями. Мы топили печку, ездили в деревню Веркола и село Суру. Ложились спать после молитвы и вставали с молитвой в 7.00. Рождественская служба шла 4 часа! Мне всё понравилось!
Александра Парахонская, мама Бориса.
Я первый раз жила в монастыре. Мне сначала показалось, что здесь все очень строго и требовательно к паломникам. Но потом я привыкла и поняла, что здесь много любви, радости и отзывчивости. Спасибо за предложенные послушания! Очень запомнилась красивая снежная дорога на Ежемень. Очень хочется сюда вернуться!
Ручкин Вячеслав, 14 лет.
В монастыре было очень весело. Носить дрова и топить печь не каждый сможет. Но иногда, когда мы были долго на улице - замерзали ноги. Истории храмов очень интересные. Да и сам монастырь мне показался уютным и добрым. Хотелось бы, чтобы в монастыре все было отреставрировано. В общем, мне понравилось, и я советую всем туда съездить.
Кирилл Валентинович Щукин, архитектор.
Глубокое черное небо дрожит – мороз крепчает, хрустальные звезды дрожат от рождественского холода. Синий снег лежит глыбами на всех зданиях монастыря. Он искрится, сливаясь с белизной стен и черно-белым лесом – кажется все из снега, все не материально. Но стужа обуздана - светятся жаром окошки в кельях и храме, столбом стоят горячие дымы над сугробами крыш, светом горят глаза питерских ребят и девчат, светом светится молитва насельников Артемиево-Веркольского монастыря. Ночь сменяется розовой утренней зарей, питерская молодежь, приехавшая в паломничество, затапливает красные монастырские печи, дружно молится, дружно идет в трапезную и на послушания. И выметены храмы, наполнены телеги дровами, вычищена рыба, помыта посуда… Насельники смиренно сторонятся бегущих по морозным деревянным мостовым звонких девчонок и крепких парней. Это редкость для тихого монастыря, и послушники, бывает, ласково и строжат ребят…
Приехавших ребят из клуба «Ратоборец» много – 23 человека, от совсем юных ребятишек до уверенных в себе юношей и девушек. Послушания для них распределяют по силам. А после всегда есть время для шумного ныряния в сугробы, катания с высоких снежных склонов, и побороться, и попеть песни-частушки, и в соседнюю Верколу через Пинегу сходить, и по заснеженным полям до Ежемени добраться, и в морозную Суру съездить.
Послушники здесь учат и печи топить, и на кухне хозяйничать, и тяжелые березовые чурки ворочать. С удовольствием показывают свое хозяйство – замечательные коровник и птичник. Запрягают Иртыша в сани и катают питерцев в санях на теплом сене, а между делами духовных правил касаются – вроде незаметно, но запоминаемо.
Время в этом святом месте летит быстро – уже и Рождество Христово подошло, младшие и старшие ребята, и сопровождающие взрослые – все на торжественной ночной службе. Мерцание позолоты, белые облачения, высокое пение молитв… Служба в монастыре хоть и длинная, но в радость. После нее отличная трапеза, а после работа – мытье посуды.
На другой день всей толпой дружно идем колядовать с золотой самодельной звездой за реку по незнакомым крепким домам Верколы. Молодежь шутит, хохочет, все Христа славят. А хозяева не ожидают, по-доброму встречают, хоть и темно, и холодно…
Время возвращаться в мир для всех паломников предсказуемо, но и внезапно. Не унести с собой звездную красоту монастыря, но, может быть, хоть немного его тишины и света в уголках сердец сохранить получится…

Танасиенко Иван, 16 лет.
В этом году у меня появилась возможность съездить на Русский Север, на Пинежье, в Артимиево-Веркольский монастырь и родину писателя Фёдора Александровича Абрамова. Эта поездка мне запомнится надолго и будет согревать меня теплом воспоминаний долгими зимними вечерами. Я прочувствовал на себе все радости и лишения послушнической жизни. Артимиево-Веркольский монастырь – благодатное место с долгой историей и великой целью спасения человеческих душ. На этой земле совершил подвиг смирения и праведной жизни святой Артемий, который уже в 12 лет преставился ко Господу и своим примером направил на путь спасения тысячи православных христиан.
Самое печальное и поражающее впечатление произвела на меня экскурсия по монастырю и селу Сура, потому что невероятно обидно видеть в какое состояние привели большевики и безбожники православные святыни: разрушенные стены монастырей, разобранные колокольни, храмы над которыми надругались. Но тем не менее монастырь живет и продолжает славить Христа. Самым ярким впечатлением стала Рождественская ночь – благодатное богослужение и Таинство Евхаристии, нам предоставилась возможность разделить радость Рождения Христа.
Также я узнал много нового про писателя Фёдора Абрамова, про его произведения и жизненный путь. С нами провели экскурсию по дому его брата Михаила, и у нас была возможность пообщаться с племянником Фёдора Абрамова – Владимиром Михайловичем, он поделился воспоминания о своем дяде и показал личные вещи писателя. В общем, эта поездка дала мне понимание о Русском Севере, жизни и быте жителей Поморья в суровых северных условиях и житие Артемия Веркольского.
Юлия Михайловская, мама Илии и Димитрия.
Я влюбилась. Влюбилась в Русский север на всю жизнь – в его нетронутую мощную природу, в уютные деревни невероятной красоты, а, самое главное, в людей.
В самом холодном регионе живут самые теплые люди: открытые, отзывчивые и очень добрые.
Я впервые была в монастыре, но чувствовала себя там «своей». Послушания были не в тягость, а в радость. Вот ты чистишь рыбу, а вот тебя уже угощают горячим чаем за помощь. Моешь посуду под утро после рождественской трапезы, но за теплой беседой работа идет быстро и нетрудно.
А на службах в храме более всего меня поразило пение монаха Тимофея, я даже сначала подумала, что это какая-то компьютерная обработка и все всматривалась и прислушивалась. Это какое-то чудо! Спасибо за возможность быть причастными, за новый уникальный опыт. Храни вас Господь!

Текст и фото членов клуба «Ратоборец».




Возврат к списку