Хроника крестного хода Сосновка – Веркольский монастырь

Хроника крестного хода Сосновка – Веркольский монастырь 17 Июля 2018

Седьмой раз прошел по Пинежью стокилометровый крестный ход Сосновка – Веркольский монастырь с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

(Рассказ составлен из воспоминаний участников)

Нынешний крестный ход не обошёлся без искушений, которые преследовали его участников все дни.

1-е июля. Вдруг сломался автобус, на котором организатору и руководителю крестного хода, настоятелю храма во имя иконы Божией Матери «Знамение» поселка Сосновка, иерею Сергию Корельскому нужно было ехать в Карпогоры встречать людей с поезда. Автобус все-таки удалось починить, и батюшка прибыл на станцию в тот момент, когда из поезда уже выходили люди. В Сосновку приехали в три часа ночи. Всех разместили по домам местных жителей, накормили, а желающие даже помылись в бане.

2-е июля. День первый. Утро началось с молебна в церкви. Из Сосновки вышло около семидесяти человек, а в прошлом году – восемьдесят. За несколько дней до начала - начали звонить люди и говорить, что, к сожалению, у них по разным причинам поездка не получается, хотя раньше они были уверены, что обязательно будут участвовать в крестном ходе.

Первом препятствием оказалась река Винивера. Мостик через нее полностью разрушился, и её пришлось переходить вброд.

Через полтора часа, пройдя восемь километров, достигли Сульцы, где после молебна в церкви во имя Преображения Господня, всех накормили вкусным обедом. Как всегда, крестоходцы сделали пожертвование, на которые были закуплены рыба, овощи и кондитерские изделия. Продукты развезли в те поселки и деревни, где кормили участников крестного хода.

Вместе дошли до Горы, (здесь расставались с теми, кто уходил на фронт). Отсюда несколько жителей Сосновки и Сульцы, которые присоединились к крестоходцам, вернулись домой. А шестьдесят крестоходцев продолжили свой путь.

С первых же шагов, как только вышли из Сосновки, зазвучало пение Иисусовой молитвы. Распределились на две группы, одна поет, другая – отдыхает, потом меняются.

Еще одно искушение нынешнего года – очень мало мужчин, всего десять человек. К тому же перепутали носилки, на которых стояла икона, взяли тяжелую, и общий вес носилок и иконы получился 25 килограммов. А ведь крестоходцы несут еще двое хоругвий и крест. Так что физическая нагрузка на людей оказалась очень большая.

Облегчало путь то, что все вещи везли на двух машинах, одна из них отца Сергия, другая - Михаила Балая из Архангельска. Если раньше их вели по очереди только мужчины, то нынче им помогали две женщины.

Крестоходцев, кто сильно уставал или стирал ноги, тоже подвозили на машинах. Хотя среди участников была половина тех, кто шел не первый раз, но и у многих бывалых, и у новичков оказались стертые ноги, у некоторых так сильно, что пришлось заклеивать пластырем все пальцы.

В первый же день у крестоходцев произошло еще одно сильное искушение – серьезная поломка  главной машины. Все дни её периодически ремонтировали и двигались дальше.

В этот же день отцу Сергию пришлось съездить за несколько десятков километров в поселок Кулосега, где к часовне подключали электричество, и его присутствие там было необходимо.

А крестоходцы, пройдя восемь километров от Сульцы, остановились на берегу речки Булан. Туда заранее отправили трех человек. Они на костре вскипятили чай. Сделали бутерброды, разложили салаты и гречку, которые остались от трапезы в Сульце. К тому же для перекусов в машинах были печенье, конфеты, хлеб и рыбные консервы.

Прошли еще восемнадцать километров до д. Остров, где их встретили колокольным звоном. Отец Сергий совершил молебен в храме в честь великомученика Георгия Победоносца. Островитяне приготовили ужин, и крестоходцев вкусно накормили в трапезной при церкви: ухой, картошкой, салатами, жареной рыбой. На каждой трапезе всегда было так много пирогов, что их потом забирали с собой на перекусы. Ночевали в домах жителей д.Остров и Городецка, а также в музее и клубе Острова.

Для многих этот день оказался очень трудным. Ведь шли не спортсмены, а те, кто привык ездить на транспорте. Здесь же пришлось за несколько часов преодолеть 36 километров! Да еще неся по очереди носилки с иконой, хоругви и крест. Особенно удивляют женщины, возраст которых за сорок, пятьдесят и даже за шестьдесят лет. Без помощи Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих такой путь невозможно преодолеть.

3-е июля. День второй. Утром отправились через реку Пинегу в село Сура. Владелец баржи Александр Николаевич Хромцов перевез машины и людей, не взяв за это денег. В Суре прошли крестным ходом по селу до Никольского храма, где пропели тропарь, кондак и величание святителю Николаю Чудотворцу и праведному Иоанну Кронштадтскому.

На машинах доехали до Николиного источника, в который многие окунулись.

Из Суры дошли до Новолавелы, где крестоходцев уже ждал вкусный обед. А местный предприниматель Сергей Рунько даже поставил на столы для крестоходцев черешню и виноград, чем удивил и порадовал их.

Снова переправились через Пинегу и в Заедовье около старинного Ильинского храма (в нем уже много лет живет одна семья) пропели тропарь, кондак и величание пророку Божию Илии.

Остановились у Ильинской часовни на кладбище. Вместе с другими её строил и Владимир Карбасников, он, кстати, участник всех семи крестных ходов. Еще одна участница всех крестных ходов Людмила Дурынина сделала клюквенный концентрат, из которого быстро приготовляли морс, хорошо утолявший жажду. Во время привала, по сложившейся традиции, поздравили по телефону настоятеля архангельского подворья монастыря игумена Феодосия (Нестерова) с днем рождения.

В Заедовье крестоходцев ждало еще одно искушение - начался дождь, и весь остальной 12-километровый путь до Явзоры им пришлось идти под дождем. Из машины достали плащи и сапоги. Конечно, в такой «амуниции» идти стало еще труднее. К тому же и хоругви намокли и потяжелели.

Но теплая встреча в Явзоре с хлебом-солью и песней, а также сытный и вкусный ужин помогли крестоходцам снять напряжение пути. Для гостей два дня топили печку в клубе, что оказалось очень кстати, а некоторых «ветеранов» крестного хода явзорцы пригласили на ночлег в свои дома.

Четвертое июля. День третий. До Веркольского монастыря предстояло преодолеть последние 25 километров. Утро, как всегда, началось молебном в храме. Лесной дорогой дошли до кладбища, на котором отец Сергий отслужил литию – это еще одна добрая традиция.

Когда расположились на отдых, Валентина Яковлева из Явзоры исполнила несколько песен своего сочинения, и такие они были душевные, что многие женщины не могли сдержать слез.

Несколько крестоходцев уехали вперед до реки Сямженьга, и там приготовили бутерброды, разложили салаты, пюре, пироги. И тут снова начался сильный дождь. А впереди был еще один переход. Конечно, накопилась усталость, ведь пройдено больше семидесяти километров. Немало тех, у кого очень сильно болели ноги и от усталости, и от мозолей, но люди все равно шли и шли!

Но вот, наконец, и Пинега. На берегу стали читать акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша», а закончили на другой стороне реки, когда переправились туда на лодках. Крестоходцы во время пути часто молились Божией Матери и прикладывались к Ее иконе, прося помощи и сил, чтобы пройти этот нелегкий путь.

Человек десять не стали переправляться через реку, а поехали на машине до Верколы. И как же обрадовались оставшиеся крестоходцы, когда увидели в Летополе приехавших им на встречу четверых насельников Веркольского монастыря. Они сменили уставших людей и понесли носилки с иконой. Дождь, который ненадолго прекратился, вдруг обрушился стеной, благо было тепло. Некоторые шли в одних футболках, потому что плащи все равно не спасали. И уже не было смысла обходить лужи, которые разлились во всю ширину дороги. Но этот льющийся потоком дождь у многих вызвал какую-то детскую радость, когда можно было бегать по лужам и кричать: «Дождик, дождик пуще…» Он взбодрил людей, и оставшиеся десять километров они шли еще быстрее, хотя и весь крестный ход темп был очень высокий. Только перед самым монастырем икону опять понесли крестоходцы.

Монастырь встретил крестоходцев колокольным звоном. Благочинный Пинежского благочиния, наместник монастыря архимандрит Иосиф (Волков) отслужил благодарственный молебен и поздравил всех с окончанием крестного хода. Крестоходцы приложились к иконе, кресту и раке праведного отрока Артемия, и пошли топить печки в кельях и сушить промокшую одежду.

Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении от недуга пьянства, наркомании и табакурения, поэтому в крестном ходе приняли участие люди или имеющие эти страсти, или родственники тех, кто им подвержен. Но, конечно, к Пресвятой Богородице обращаются и в других трудных ситуациях или болезнях, таких людей было большинство. Вот что рассказали крестоходцы:

Марина:

- В этом году я третий раз приняла участие в крестном ходе. К сожалению, с самого начала не получилось, с работы не отпустили. Но я решила, что хотя бы один день, но пройду крестным ходом. Приехала в три часа ночи в Явзору. У нас ночевали пять крестоходцев. Мои родители натопили баню, люди напарились, постирали вещи, просушили одежду и обувь, промокшие под дождем. Утром позавтракали на веранде, и все вместе отправились в путь. По дороге от Летополы дождь был такой силы, что заливался в сапоги. Я останавливалась, выливала воду, выкручивала шерстяные носки, а через некоторое время в сапогах опять хлюпала вода. Меня очень радует, что мои родители Анатолий Антонович и Надежда Васильевна и мои дочки шестилетняя Ксения и Мария (ей три с половиной года) тоже стали участниками крестного хода. Они прошли вместе с нами два километра до кладбища, а потом вернулись домой. Возможность пройти, пусть даже несколько часов, с непрестанной Иисусовой молитвой, попросить помощи у Божией Матери – такое в миру невозможно, поэтому для меня так важно было поучаствовать в крестном ходе.

Елена:

- В крестный ход пошла первый раз. Я занимаюсь в спортивном зале, но что будет такая нагрузка в первый день – 36 километров, даже представить не могла. Очень устала. И когда утром следующего дня отец Сергий спросил, кто может вести машину, я подняла руку. Мне никогда не приходилось заезжать с берега на баржу, да еще по такой узкой насыпной дороге, но с Божией помощью, оба раза справилась. Третий день я уже снова шла вместе со всеми.

Светлана:

- Мне было очень тяжело. В первый же день стерла ноги. Обработала перекисью водорода, заклеила пластырем. Среди крестоходцев удивительная взаимовыручка во всем. Если человек без сил, ему не привале принесут еду. Когда я отставала, меня одна женщина брала за руку, и мы вместе догоняли других. Потом я ее, вот так, помогая друг другу, старались не отставать, ведь впереди все время звучала беспрерывная Иисусова молитва, с которой намного легче. Одному мужчине было очень трудно идти, но он никак не хотел садиться в машину. И только когда уже совсем изнемогал, тогда соглашался подъехать. Очень понравились местные жители. С какой заботой они нас принимали! А как любовно они относятся к своим новым маленьким храмам!

Петр (имя изменено):

- Я относительно недавно стал посещать храм и не верил в «действие» крестного хода. Но меня благословил мой духовный отец, и я пошел. Конечно, это была нелегкая дорога. Но я понял, что нужно идти с теми, с кем тебе по пути, а не в общей толпе. И еще для меня незабываемые минуты, когда я отставал от всех и мог поплакать о своей греховности. На меня крестный ход произвел очень сильное воздействие.

Ольга:

- Для меня это уже не первый крестный ход. И каждый раз не перестаю удивляться энергии отца Сергия. Он везде успевает, обо всех заботится, всегда найдет нужные слова. В самом начале мы отдаем ему наши записочки, и он на каждом молебне поминает всех, кто там записан. У него замечательные проповеди. От имени всех крестоходцев мы говорим ему: «Отец Сергий, спаси Господь вас и вашу семью. А вам от нас низкий поклон».

Иерей Сергий Корельский:

- Главное отличие нынешнего крестного хода от предыдущих – очень много искушений. Но, как нам сказал один священник: значит, вы доросли до них. Однако, несмотря на трудности, наш седьмой крестный ход все-таки состоялся! Основной костяк – шестьдесят человек. Но, если учесть тех, кто прошел с нами от своих деревень и поселков хотя бы два километра и таким образом тоже поучаствовал в нем, то будет больше ста.

Самая младшая крестоходица, которая частично прошла и частично проехала весь путь, – моя дочка Юля, ей шесть лет, а для десятилетнего сына Дмитрия – это уже четвертый крестный ход. Как всегда, были семьи: Ольга Кирикова с семнадцатилетним Матвеем и семилетним Артемием (папу в этом году не отпустили с работы), они, кстати, прошли уже шестой раз. Вячеслав и Ольга Соколовы с малышами Тимофеем, Валентиной, Николаем и Григорием присоединились в Явзоре и прошли с нами часть пути.

Люди были из Архангельска, Северодвинска, Вельска, Карпогор, Новолавелы, Сосновки, Заедовья… А самый дальний участник Константин – из Соединенных Штатов Америки. Двадцать лет назад он уехал туда на постоянное место жительства. И вот спустя столько лет решил навестить отца, а тот собрался в крестный ход, и сын к нему присоединился. Конечно, ему пришлось очень нелегко, но все-таки выдержал.

Радует, что люди помогают друг другу, достойно переносят трудности, преодолевают свои физические недуги. У одной женщины постоянные сильные боли в спине, но она решила, что пройдет с молитвой столько, сколько сможет, ей это было необходимо. Однако с Божией помощью и при поддержке духовных сестер она прошла до конца.

Мы все очень благодарны местным жителям, которые так тепло и душевно всегда принимают нас и тем самым исполняют заповедь о гостеприимстве или, как раньше говорили, о странноприимничестве.

На вопрос: «Что самое главное в вашем крестном ходе?» - отец Сергий ответил: «Это очень хорошая школа христианской жизни, школа любви, взаимопомощи, умения преодолевать конфликтные ситуации. Многие крестоходцы становятся не только друзьями, но и духовными братьями и сестрами».

Людмила Соснина.

Фото: Людмила Соснина, Марина Глазьева, Светлана Романовская.




Возврат к списку