Священник Пинежского благочиния принял участие в Межрегиональном семинаре, посвященном реализации программы «Сельская школа будущего»
"Школа составляет громадную силу,
определяющую быт и судьбу народов и государства,
смотря по основным предметам и по принципам,
вложенным в систему школьного образования."
Д. И. Менделеев
Лет пять назад в день памяти Ф.А. Абрамова Веркольцы познакомились с Мартышиным Владимиром Сергеевичем – директором «Ивановской школы на Лехте». Он был среди гостей съехавшихся вспомнить писателя. Владимир Сергеевич выступил со словом, где, в противовес местным жителям, сетующим на развал деревни, сообщил, что он из такой же деревни, где поля зарастали, а дома заколачивались, а сейчас «яблоку негде упасть». В молодости он учился на факультете у Федора Александровича Абрамова, потом жил и работал в Москве, в 90-е устал от обсуждения развала страны, падения нравов. Надо было не говорить, а что-то делать. С женой и тремя маленькими дочерьми уехал на землю – в деревню. После 2-х лет работы в сельской школе, ему предложили директорство. Пугало не резко сокращающееся количество учащихся (кто мог, бежал из деревни), а опустошенность людей. Новый директор упор ставил на воспитание целостной личности:
«Человек двадцатого века привел мир на край пропасти. Нам остается только гадать, что станет первопричиной гибели цивилизации, какая из глобальных проблем: войны и мира, экологическая, падения нравов, разрушения семьи? В погоне за техническим прогрессом, за научными открытиями, за материальными ценностями мир забыл о самом главном - о человеке, о том, что это самая большая ценность. К сожалению, этой осознанной "забывчивости" способствовало и продолжает способствовать и образование, наша школа, развивая в детях страсть к неограниченным познаниям ради познаний, накопительству информации, школа, в которой все еще и до сих пор в числе главных целей и задач выдвинуто умственное развитие учащихся... практика показывает, что человек при необходимости может в кратчайшие сроки овладеть определенным уровнем информации, достичь определённого уровня умственного развития, получить необходимые знания. Но невозможно в одночасье сформировать внутренний мир человека, его внутреннюю культуру, духовно-нравственные качества. Более того, развитие сферы духовности в российской школе вообще упущена, а такие предметы, как литература, история или, скажем, мировая художественная культура носят, опять же, познавательный характер. То есть даже там, где можно было бы соприкоснуться с вопросами нравственности, духовности и необходимо было бы это сделать (а ведь русская литература и история являются своего рода учебниками развития духовности, соотношения вопросов добра и зла) это не предусматривается программами….[1]
Прошло 25 лет. Сегодня конкурс в Ивановскую школу на Лехте – 10 человек на место, количество учащихся увеличилось в 4 раза. В деревню поехали семьи ищущие не только образования для своих детей, но и хорошего воспитания. Основная проблема - отсутствие школьных площадей, а не отсутствие детей. На вопрос, где родители детей нашли работу ( это основная проблема разрушающегося села), директор ответил словом «не знаю, все что-то для себя нашли».
В 2018 году священник Илья Еремеев (из Верколы) на Рождественских образовательных чтениях в Москве познакомил делегацию директоров школ Пинежского района с Владимиром Сергеевичем. Договорились о встрече на территории необычной школы. Прошел год и встреча состоялась.[1] Школа целостного развития как путь воссоздания традиционного мировоззрения.(из опыта создания образовательно-воспитательной системы духовно-нравственного направления)/Перед выбором http://www.ivan-shkola.ru/2009-03-04-15-15-24